Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

Индекс цитирования.

Что труднее рисовать?

 

Уважаемая редакция! Я учусь в художественной школе третий год. Поэтому прошу ответить мне: что трудней рисовать — людей, животных или пейзажи, хотя и то и другое требует большого таланта художника?

Чернова Света, 12 лет, Москва

 


Дорогая Света!

К. Юон.
Голубой куст.
Масло. 1908 г.
Ты сама частично ответила на свой вопрос: действительно, работа в названных тобой, да и во всех других жанрах изобразительного искусства требует таланта. А талант — не только природные качества. Грош цена любой одаренности, если она не сочетается с работой — упорной, каждодневной, целенаправленной.

Что трудней рисовать? Все рисовать трудно и вместе с тем радостно, если стремишься правдиво, выразительно передать то, что привлекло, поразило. Однако пройдя солидную школу рисунка, живописи, композиции, основательно изучив перспективу, цветоведение, анатомию, умея передавать тоновые и цветовые отношения, многие живописцы, графики, скульпторы специализируются за редким исключением в каком-либо одном жанре изобразительного искусства.

Художник учится всю жизнь, но, как известно, особенно важный период — школьные годы, когда закладывается фундамент будущего профессионального творчества. Именно на этом этапе у многих художников возникает предпочтение к той или иной тематике.

Изображая человека, мало передать внешнее сходство. А чтобы добиться большего — раскрыть внутренний мир, нужно, помимо свободного владения техникой, быть психологом, очень наблюдательным, вдумчивым. Приходит все это не сразу.

Л. Туржанский
Август, солнце (Белая лошадь).
Масло. 1923 г.Нелегко изображать и животных. Прежде всего их надо любить и — это не оговорка — уважать. Ведь в каждом так много неповторимости, жизнелюбия. И каждое по-своему красиво. Животное не заставишь позировать, поэтому тут нечего делать без отличной зрительной памяти, подкрепленной знанием поведения, привычек собак, кошек, лошадей и других «братьев наших меньших». Художников-анималистов не так-то много, но все они отзывчивые люди.

Казалось бы, проще всего быть пейзажистом. Пишешь с натуры никому не знакомую местность и переставляешь как душе угодно холмы, деревья, дома. Лишь бы «красиво» получилось. Не тут-то было! Можно, конечно, внести изменения в композицию, но если нарушены законы перспективы, допущены ошибки в отношениях, пропорциях, то это тотчас будет замечено даже малоискушенным зрителем. В то же время безукоризненно выполненный пейзаж может быть настолько скучным и невыразительным, что отдашь предпочтение работе не слишком грамотной, но написанной с душой. Естественно, лучший вариант — сочетание мастерства и вдохновения.

Пейзаж может — и должен! — передать настроение, переживания художника. Воспеть Родину, пробудив в зрителе чувство гордости за красоту ее лесов, полей, озер. Сейчас, когда столь остры проблемы экологии, труд пейзажиста приобрел особое значение.

Л. Лагорио.
Марина.
Масло. 1870 г.

Если ты пейзажист, то обязательно придется изображать деревья, кустарники, травы, цветы. А это сложно. Желая, к примеру, запечатлеть яблоню, можно «запутаться» в ее ветвях, листве, «заблудиться» в густой кроне, наделать ошибок в передаче характера дерева, планов. Следовательно, не обойтись без изучения анатомии растений, их различий. Иначе ель станет похожей на сосну, а осина на липу. Чтобы не запутаться в деталях — а их в пейзаже, особенно на переднем плане, много,— важно научиться охватывать взглядом все предметы разом, большими массами, одновременно не упуская из вида их конструкцию, не отказываясь, где надо, и от детализации.

На соседней странице представлены художники, чьи произведения относятся к разным жанрам.

А. Лагорио был известным маринистом (марина, то есть морской — разновидность пейзажного жанра). Широко, масштабно представлена на полотне водная стихия: быстрые пенистые волны, свинцовые тучи, сверкающие водяные потоки.

В. Серов.
Портрет художника
Исаака Ильича Левитана.
Масло. 1893 г.Радостное настроение создает полотно К. Юона «Голубой, куст». В летних лучах купается густая, усыпанная солнечными бликами листва. От нее на сочную траву падают густо-синие тени. Все напоено воздухом, светом и цветом и звучит как гимн чистой, первозданной природе.

Картина Л. Туржанского «Август, солнце» тоже написана смело, широкими мазками. В незамысловатом мотиве живописец выразил свою любовь к жи­вотным, крестьянской жизни, простому среднерусскому пейзажу.

С глубокой симпатией изобразил В. Серов портрет И. Левитана. Падающий от окна свет вырывает из сумрака комнаты лицо и устало-поникшую руку великого мастера.

Уметь — еще так мало! Не увлекся, не загорелся желанием запечатлеть человека, животное, ландшафт — ничего не выйдет. Это не значит, что в плохом настроении или утомленном лучше работу не начинать. Говорят, аппетит приходит с едой. Начнешь этюд без особого подъема, постепенно улетучатся все лишние мысли, уйдешь с головой в творчество и... может ничего не получиться. Все случается! Если опустить руки и неделю не рисовать, если работать, ожидая наития, вряд ли станешь художником. Ведь вдохновение рождается трудом.

Вот и выходит, Света, что все рисовать сложно — людей, зверей, пейзажи. И в то же время радостно, если не можешь не рисовать. Творческих тебе успехов!

 

А.Д. Алехин

Журнал "Юный художник", №6, 1990

 

к содержанию