Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ — ГИПСЫ

(Журнал "Юный художник" № 11, 1984) 

 

Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Кто сказал, что рисовать гипсы скучно, что это занятие наводит уныние, гасит интерес к изобразительному искусству?! Рисование гипсов и очень интересно, и крайне полезно. Творческие способности не загубит, а, наоборот, даст им возможность проявиться. 

Почему именно гипсы? Гипсовый раствор быстро затвердевает в заданных формах, выделяя при этом тепло, которое словно и остается: слепки с классических произведений не кажутся мертвыми. Копии, выполненные в этом материале, удивительно пластичны, точно повторяют малейшие нюансы, едва уловимые изменения поверхности подлинника. Недаром в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина экспонируются наравне с ориги­нальными произведениями гипсовые слепки античных статуй, скульптурных портретов, рельефов. 

С помощью гипса можно повторить и сложную капитель коринфского ордера, и целый фронтон древнегреческого храма. Материал прекрасно поддается тонированию, например под бронзу. 

В зависимости от освещения тени на гипсе бывают резкими, глубокими, контрастными или мягкими, воздушными, едва уловимыми. Фактура и цвет гипса таковы, что на его поверхности светотень со всеми тончайшими градациями располагается идеально, давая прекрасную возможность изучить ее законы. 

Гипсы могут «позировать» сколько угодно, не меняя форм и очертаний. Это самые терпеливые и добрые натурщики. Недаром они всегда были верными друзьями художников, особенно в период приобретения ими основ профессионального мастерства. 

Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.

Вместе с тем гипсовые геометрические фигуры, розетки, орнаменты, маски, головы, фигуры не дают рисующему никаких поблажек: работать надо серьезно, с полной отдачей сил; ошибки тут не спрячешь за эффектной тушевкой или броскими штрихами, они сразу же будут заметны. Это свойство гипсов на руку требовательным к себе начинающим художникам. Потому что помогает успешно совершенствоваться в искусстве рисунка, развивает глазомер, чувство формы. 

Гипсы могут ставить немало задач, связанных с передачей пропорций, объемов, освещения, фактуры, линейной, воздушной и световой перспектив, анатомических особенностей человека и животных. А если входят в натюрморт (вспомните полотна Шардена), то служат как бы камертоном при определении тоновых и цветовых отношений и нередко являются композиционным центром. Занимают далеко не последнее место и в больших сюжетных полотнах. Всем вам известен триптих Г. Коржева «Коммунисты» и его правая часть «Гомер»: красноармеец-художник лепит бюст великого поэта античности, глядя на его гипсовый портрет. 

Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Не полагайте, что гипсы помогают лишь освоить грамоту рисунка, что, изображая их, выше копирования, слепого подражания не подняться. Ничего подобного. Посмотрите на работу А. Иванова «Голова Аполлона Бельведерского». Художник на­правил на скульптуру свет снизу, отчего лицо греческого бога приобрело особую выразительность. Контрасты света и тени, их чередование придают лицу романти­чески-приподнятое выражение, а мягкие, нежные переходы освещения сообщают облику Аполлона особую поэтичность. Сам по себе замечательный рисунок послужил Иванову основой для известной картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис занимаются музыкой и пением» (1830— 1834).  

П. П. Чистяков, всегда придававший большое значение рисованию гипсов, повторял: «Академии без Аполлона быть не может». 

Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.

Все художники, прошедшие академию, обязательно «учились у гипсов». А когда в начале 1900-х годов в ней были упразднены гипсово-фигурные классы, то оказалось, что это в конечном результате понизило профессиональный уровень учащихся. 

Выдающийся русский художник и педагог В. Е. Савинский был убежден, что гипсы в начале обучения рисовать надо обязательно — это дает возможность лучше усвоить основные методы изображения объемной формы на плоскости. 

Как прекрасно и с каким увлечением рисовали В. Серов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Борисов-Мусатов гипсовые головы Зевса, Юпитера, Антиноя, Бахуса, Александра Севера, Люция Вера... Их работам присущи точность построения, безошибочность пропорций, формы. Но в то же время как сильно они отличаются по манере исполне­ния, темпераменту, образности. 

Из головного класса переводили в фигурный. «Стояла фигура Германика,— вспоминал И. Репин.— И это было уже совсем невероятным. Впервые — вся фигура — я страшно боялся, робел; все скромно вырисовывал, фона совсем не тушевал, тушевка деталей была у меня совсем бледной, рисунок казался одним контуром... 

Но каково же было мое торжество! Товарищи еще издали поздравляли меня: я получил за Германика первый номер». 

Рисование с античной статуи римского оратора, которую ошибочно считали статуей полководца Германика, занимало в системе академического преподавания видное место. Руководство старейшего в России учебного заведения называло «Германика» образцом «правильности в размерах, естественности в положении и простоты в композиции». Вот почему гипсовая копия находящейся в Лувре скульптуры была обязательной для работы с натуры в фигурном классе. 

Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.И в наши дни гипсы занимают достойное место в высших и средних художественных учебных заведениях. Они не только украшают интерьеры, создавая атмосферу приподнятости, особый творческий настрой, но и служат эталонами для рисования. 

А как быть с гипсовыми геометрическими телами? Ведь они не копии произведений искусства. Бывает, что начинающие художники относятся к ним без всякого уважения, предпочитая эффектные натюрморты, составленные из привлекательных по форме и ярких по цвету вещей. Однако ничто так не учит грамотно строить изображение, разбираться в сущности конструкции предметов, передавать форму, материальность, фактуру, как геометрические тела из гипса. Вы с легкостью беретесь изображать сложные предметы, но попробуйте верно нарисовать обыкновенный гипсовый шар — так, чтобы он казался объемным, несдавленным, без вмятин. Ведь малейшая неточность в передаче светотени, едва заметный сдвиг рефлексов, блика создадут впечатление его деформированности. 

Научившись рисовать геометрические тела — конус, шар, цилиндр, призму, пирамиду и другие,— вы сумеете успешно справиться с более сложными задачами. Еще П. Сезанн утверждал: все окружающие нас предметы вписываются в те или иные простейшие геометрические тела. 

Это, конечно, не означает, что надо рисовать одни лишь гипсы,— необходимо разумное чередование заданий, в том числе и работа над композицией, по памяти, воображению. 

Изображение гипсов преследует различные цели. Во-первых, как мы уже говорили, оно помогает освоить изобразительную грамоту. Во-вторых, гипсы знакомят с классикой, прежде всего — античной скульптурой, приобщают к высшим достижениям художественной культуры прошлого. Причем самым активным образом, в процессе рисования с натуры слепков и копий произведений выдающихся ваятелей. В-третьих, рисуя капители колонн, различные орнаменты, вы изучаете элементы архитектуры, их конструктивную основу, красоту форм. 

Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.

Огромную пользу приносит рисование гипсовой головы и ее частей: глаз, губ, носа, уха. Классический пример — голова Давида работы Микеланджело. Слепки с ее деталей дают возможность проштудировать форму с такой тщательностью, какой начинающий художник еще не может добиться, рисуя живую модель. 

Античные скульптуры создавались с учетом строгого соблюдения канонических норм, выработанных в результате пристального изучения натуры и обобщения наблюдений. Благодаря этому их пропорции близки к данным анатомии. Дело в том, что, если, например, пропорции лица у каждого человека индивидуальны, то среднее арифметическое, получаемое на основе их измерения у многих людей, позволяет установить чаще всего встречающиеся соотношения величин. Эти соотношения помогут вам ориентироваться в характере пропорций изучаемой конкретной натуры. 

Античные скульптуры облегчают подход к живой натуре не только при изучении пропорций. Благодаря тому, что в них дана уже обобщенная форма, начинающему художнику легче бывает разобраться в задачах рисунка. 

Гипсовые слепки деталей лица и фигуры очень полезно изображать в разных поворотах и, следовательно, перспективных сокращениях, что дает возможность хорошо уяснить строение и характер данной анатомической формы.

Рассказ о рисовании гипсов мы проиллюстрировали работами учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года. Это лишь несколько примеров заданий, которые выполняют учащиеся в начале учебного курса. Рисунки разной степени сложности, но все они свидетельствуют о серьезной, увлеченной работе будущих художников над решением самых разных задач: как построить геометрические тела, чтобы они лежали на плоскости, не были искажены в пропорциях, верно соотносились бы по высоте, ширине, длине и все перспективные сокращения отличались точностью; как добиться передачи объема сложной капители, не дробя ее деталями, изображая их так, чтобы они «знали» свое место, не выпадая из большой формы; как показать пространство, воздушную и световую пер­спективу; как передать материальность гипса, его белую матовую поверхность.

Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.Рисунки гипсов - работы учащихся Московского художественного училища памяти 1905 года.

Еще более сложное дело — изображение гипсовых масок и голов, когда, помимо решения вышеназванных задач, необходимо достигнуть портретного сходства. Немаловажное значение имеет и техника владения карандашом. Иногда положенные на бумагу штрихи растирают — растушевывают — тампоном. Этот способ выявления объемов весьма эффектен, но нередко ведет к ошибкам. Лучше работать штрихами, мелкими или более крупными, с легким или слабым нажимом, в зависимости от светотени, очертаний предмета, характера натуры. Впрочем, абсо­лютных рецептов, как именно надо рисовать, нет и, по нашему мнению, быть не может. 

Гипсы — это «кухня» художника, стремящегося стать сильным, разносторонним рисовальщиком. Они, добрые и терпеливые наставники, помогут вам овладеть прочным фундаментом знаний и навыков, необходимых для работы в любом виде изобразительного искусства.

   

 

к содержанию