А.Д. АЛЕХИН
ИНТЕРЬЕР
(Журнал "Юный художник", № 2, 1985)
Низкие сводчатые потолки, железные двери, сундуки с драгоценностями, груда богатого воинского снаряжения. На причудливом троне — страшный старик в короне, с кривым мечом, и юная красавица Василиса Прекрасная.
Конечно, сами персонажи необычны, но представьте: В. Васнецов показал их вне стен мрачного Кащеева жилища. Содержательная сторона картины явно проиграла бы. А сейчас оба героя, как им и положено, находятся в атмосфере сказки благодаря фантастическому интерьеру.
Что же такое интерьер? В переводе с французского interieur означает «внутренность, внутренняя часть». Этим словом называют внутреннее архитектурное пространство, а в декоративно-прикладном искусстве — оформление помещения. Как жанр изобразительного искусства он сложился в Голландии XVII века, после буржуазной революции, которая привела к установлению республики.
Художники избавились от основных заказчиков — католической церкви и влиятельных меценатов-феодалов. Теперь их остро интересовала окружающая действительность, человек, его внутренний мир, вдохновляла поэзия повседневности, красота и удобство предметов обихода, уют жилища.
Элементы интерьера можно увидеть в помпейских росписях, в византийских и древнерусских иконах, восточных миниатюрах, старинных японских свитках; начиная с эпохи Возрождения он становится важной частью многих произведений, относящихся к различным жанрам. Взять, например, портрет. Недаром великий Рембрандт писал героев своих полотен в интерьере, где всегда можно создать такое освещение, которое активно помогало бы воплотить внешность, характер, переживания людей, сообщало картинам особую динамичность. И пейзаж, батальный и исторический жанры очень часто сочетаются с интерьером.
Вот полотно, посвященное великому историческому событию. На мраморном полу стоят двое. Солдат в шинели, с котомкой, флягой у пояса, и рабочий в кожанке. Оба с винтовками. Вдали, рядом с пулеметом, сидит боец. Читает газету. Просторно и пусто, но по всем признакам здесь был недавно бой: всюду гильзы, куски штукатурки, на ступенях валяются пулеметная лента, фуражка.
Изобрази В.А. Серов героев картины вне стен дворца, и смысл ее был бы неясен. А сейчас, даже не читая подписи, мы догадываемся: «Зимний взят».
Роль, которую отводят художники интерьеру в произведениях на исторические, бытовые, сказочно-мифологические сюжеты, всегда была одной из важнейших. Посмотрите внимательно на картину Жана-Луи Лагрене «Федра, обвиняющая Ипполита перед Тезеем». Живописец ее создавал в период развития классицизма во французской художественной культуре, когда королевская власть нуждалась в поддержке «величественного стиля».
События происходят во дворце знаменитого аттического героя — Тезея, который является центром композиции. Вся группа действующих лиц расположена по двум диагоналям и вытянута посреди зала параллельно картинной плоскости. Но как создать подобающую происходящему среду и показать всю сцену в пространстве? Лагрене избирает для этого интерьер античного дворца, на который мы смотрим фронтально, как бы находясь против входных арок.
Все уходящие от зрителя параллельные линии имеют одну точку схода. Они, а также воздушная дымка, создают ощущение пространства. Широкие полосы, украшающие пол, ведут наш взгляд к персонажам картины. Их театральные жесты и позы, сложные складки одежды контрастируют с ясной, подчеркнутой геометричностью помещения. Этим приемом Лагрене усилил впечатление значимости действия. Таким образом, интерьер играет в произведении ответственную роль. Чтобы сделать его убедительным, мастер применил основательные знания линейной перспективы.
В гравюре У. Хогарта из серии «Модный брак» (графическое повторение созданной им же картины) о жизни графской семьи середины XVIII века повествует внутренность помещения, архитектура которого достаточно строга, а убранство богато. С ним как бы вступает в конфликт происходящая сцена, потому что никак не вяжется с тем беспорядком, который учинили молодые хозяева дома.
Интерьер потребовал более сложных перспективных построений, чем в полотне Лагрене, поскольку дан под углом к картинной плоскости. Его разворот по диагонали в глубину позволил шире развернуть действие в пространстве — поднимающего стул заспанного слугу, управляющего, потерявшего всякую надежду услышать от графской четы что-либо путное. В гравюре соединились бытовой жанр и интерьер, без которого ее содержание было бы просто непонятным.
«Чистый» интерьер, в котором отсутствует изображение людей, какой-либо жанровой или исторической сцены, животных, встречается не так уж часто. Но если он в картине или рисунке главенствует, то такое произведение принято называть интерьером.
Русская интерьерная живопись зародилась в XVIII веке. Ф. Рокотов в картине «Кабинет И. И. Шувалова» стремился рассказать в отличие от многих своих «погрудных портретов» о духовном мире человека с помощью окружающих его вещей. Многие выпускники Академии художеств запечатлели внутреннее пространство архитектурных сооружений. Знание перспективной живописи являлось тогда одним из требований господствовавшего классицизма: сцены героического характера принято было изображать на фоне величественных построек.
В прошлом столетии художники старались передать архитектурные памятники как можно точнее, но при этом воплотить образную сущность, окрашенную настроением, которое возникало при их созерцании. В 20-е годы появился «интимный интерьер» — под влиянием творчества А.Г. Венецианова. Ученики Алексея Гавриловича умели блестяще применить знания законов перспективы и светотени в картинах, написанных непосредственно с натуры в залах, кабинетах, мастерских художников.
Венецианов, искавший вдохновения в окружающей действительности, в среде крестьян, городских низов, иначе говоря — людей низшего сословия, стал родоначальником русского «трудового» интерьера. Вспомните его полотно «Гумно» (1821 — 1823).
Традиции лучших мастеров нашли продолжение в произведениях советских живописцев и графиков, обогативших интерьерный жанр новой тематикой и разнообразными творческими решениями. Картины и рисунки, созданные в результате поездок на комсомольские стройки, изображение заводских цехов, колхозных ферм, жилищ геологов, целинников, строителей БАМа вносят в понятие интерьера новое, героическое содержание эпохи развитого социализма.
Интерьер требует от художника многого: основательной изобразительной грамоты, способности отыскать такую точку зрения, при которой с наибольшей полнотой и выразительностью выявляются существенные особенности натуры — ведь у любой постройки, даже типовой, свои отличительные черты, которые привносят живущие в ней люди. Выбор освещения — дневного, искусственного, направленного, рассеянного, умение найти и выделить композиционный центр, опустить ненужные детали, передать колористическое состояние, тональные отношения, воздух — всего этого не добиться без знаний, мастерства. Это дает художнику прекрасную возможность утвердить свою авторскую позицию, проявить творческую индивидуальность.
Интерьер может быть педантично сухим, сугубо документальным, и романтически взволнованным. Проникнутым светлой лирикой и беспокойным, тревожным. Он позволяет обращаться к любой технике и любым материалам. В прошлом веке М. Воробьев, К. Ухтомский, Ж. Тома де Томон и многие другие мастера создали великолепные акварели, представляющие большую историческую и художественную ценность. Эти листы поражают мастерством исполнения, ювелирной точностью, с которой написан каждый предмет, умением передать фактуру дерева, камня, стекла, металла.
Изображая внутренность помещения, каждый художник ставит перед собой определенные задачи, отвечающие его замыслам, вкусам, настроению. Голландский мастер XVII века Эмманюэль де Витте изобразил внутренний вид церкви. Он стремился передать торжественный, внушительный интерьер старинной постройки, мерцание света, глубину теней, красоту разнообразных архитектурных форм.
И как резко отличается от картины Витте с ее тщательной проработкой деталей, превосходным гладким письмом полотно П. И. Петровичева «Дворец Шереметева. Кусково»! Не только особой плотностью красочного слоя и хорошо заметными мазками кисти. Петровичев не стремился проштудировать форму и фактуру различных материалов и предметов, составляющих интерьер, и тем более отдельные его подробности — его захватила царящая в зале атмосфера солнца, простора, прозрачного воздуха. Яркие лучи ложатся на пол словно листы золота. Всюду горячие рефлексы, искры бликов, переливы звонких красок. Картина рождает радостное настроение, восхищая талантом, трудолюбием, безупречным вкусом русских крепостных мастеров, создавших замечательное произведшие архитектуры.
В отличие от просторной для взора, по-своему эпичной работы Петровичева, написанный П. Левченко «Интерьер с роялем» — камерный, интимный. Зашторенные окна, узкое пространство комнаты, силуэты рояля, растений, контрасты света и тени — все вводит в среду, доступную лишь для небольшого круга людей. Ноты, раскрытые на пюпитре, свидетельствуют о том, что хозяин комнаты где-то рядом.
Возможности интерьера велики. Он способен протокольно передать облик реально существующей постройки и родиться в воображении художника, поведать о жизни одного человека и о целой эпохе. Перенести нас в кабинет ученого, мастерскую живописца, заводской цех, вестибюль метро, на борт космического корабля. Работая в жанре интерьера, художник воспевает ту часть окружающей нас рукотворной действительности, без которой люди не могли бы существовать.