Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

Индекс цитирования.

Талант, любовь, труд

 

Г. Уланова и Ю. Жданов
в балете С. Прокофьева
"Ромео и Джульетта"
фотоВспоминаю, как в студенческие годы посчастли­вилось увидеть на сцене Большого театра ба­лет А. Адана  «Жизель» со знаменитой Галиной Улановой в главной роли. Партнером ее был Юрий Жданов. Поразила блестящая техника, певучесть и широта движений, высокая артистичность испол­нителя роли Альберта.

В те годы мало кто знал Жданова еще и как та­лантливого живописца. А я и предположить не мог, что спустя много лет увижу Юрия Тимофеевича у мольберта — в мастерской, среди этюдов, рисун­ков, картин, буду слушать рассказ о его творческом пути, планах...

Детство и юность Юрия прошли в Замоскво­речье, на Озерковской набережной. Крепкий, энер­гичный мальчик очень любил спорт, в соревнованиях был первым. Изобретал всевозможные механизмы, делал страшные и смешные чучела. Поступив в кружок лепки Дома художественного творчества, быстро добился первого успеха: уже через полгода его композиция «Папанинцы» полу­чила премию на общегородской выставке детского изобразительного творчества.

Ю. Жданов
Людмила Семеняка 
в роли Жизели.
Масло. 1983 г.

Однажды Юрий увидел выступление юных тан­цоров. С этого все началось. Он понял, как образен, богат, выразителен язык танца, крепко связанный с музыкой, изобразительным искусством, литерату­рой. Природные данные, трудолюбие привели к добрым результатам: осенью 1938 года юноша стал студентом Московского хореографического училища, а в декабре сорок первого принят в Боль­шой театр.

Как-то, когда Жданов еще выступал в кордебале­те, к нему подошел известный театральный дея­тель С. И. Зимин:

— Я заметил вас на сцене, приятно было ви­деть, как вы шли в полонезе. Обещаю вам большое будущее. Надо только много работать, читать, всем интересоваться, бывать в музеях, ходить в театры, слушать музыку, словом, заниматься самообразо­ванием...

Этому совету артист и художник следует  по сей день. А предсказание Сергея Ивановича сбылось: много лет народный артист РСФСР Юрий Тимофе­евич Жданов исполнял на прославленной сцене главные партии в балетных спектаклях. Яркое романтическое начало, отточенное мастерство ис­кусства Жданова соединилось с возвышенной геро­икой и светлой лирикой.

Еще совсем молодым плыл Жданов на гастроли. Дарданеллы, Эгейское и Средиземное моря... Его поразила красота природы. Вернулся в Москву зимой. Дня через три шел по Кропоткинской. Было холодно, забежал погреться в здание Акаде­мии художеств. А там — выставка произведений П. П. Кончаловского. Картины Петра Петровича заворожили. Пейзажи напомнили увиденное во время недавнего путешествия.

Ю. Жданов
Гавана. Район Касабланки.
Масло. 1964 г.Он накупил кистей, красок и все свободное время посвятил изобразительному искусству. Сначала как художник-любитель, а через несколько лет стал мастером — во многом благодаря своему учи­телю, прекрасному живописцу и педагогу Григо­рию Михайловичу Шегалю. В 1967 году Жданова приняли в Союз художников СССР.

У Жданова отлично поставлен глаз, он чувствует едва уловимые цветовые отношения. Работая над этюдом, успевает сделать главное — запечатлеть сущность натуры, передать настроение. Любит бы­товой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Предпо­читает писать маслом и темперой. Работает с азар­том, жадным интересом. Как бы ни был увлечен пейзажем, остро чувствует вкус воздуха, состояние погоды, слышит шелест травы и листьев, плеск волн, голоса людей - чутко воспринимает всю гамму особенностей изображаемого.

Ю. Жданов.
Корчма в Валахии.
Масло. 1979 г.Умеет тонко передать своеобразие географичес­кой среды, присущие только данному месту земно­го шара. Вот его серия кубинских этюдов. На одной — полдень, порт, одноэтажные дома района Касабланки. Художник разобрался в сложной гра­дации оттенков, избежав белильности или черно­ты, что случается во время работы при сильном освещении.

Казалось бы, в Индонезии солнце не менее ярко. Однако как отличается по тональному и красочно­му строю этюд «Джакарта. Утро»: другой воздух, звуки, ритм жизни. Столь же своеобразен этюд «Кипр. Окрестности Никозии» — настроением, небом, землей. Объединяет работы восторг перед многоликой и прекрасной природой.

Огни фонарей и вывесок, тени наступающей но­чи. Но еще людно, оживленно на бульваре Капуци­нов. 

Ю. Жданов.
Ранняя весна. Захарово.
Масло. 1983 г.

Всматриваясь в этот парижский этюд и карти­ну, созданную по его мотивам, убеждаешься: ху­дожник может писать и самыми темными краска­ми, не черня, не теряя чувства цвета.

Большая серия картин и этюдов Жданова посвя­щена Чехословакии. Он изображал разные уголки этой страны — летом и зимой, в дождь и при осле­пительном солнце, в полдень и вечером. В каждом произведении, а их более ста, - восхищение красотой Златой Праги, старинных городов и дере­вень, берегов Влтавы, Лабе, Ваха. Словно наполне­на весельем, громом бодрой музыки, задорными го­лосами, топотом ног танцующих картина «Корчма в Валахии». Художник писал ее прямо в холст, расположившись тут же, в гуще людей. Он выбрал удачный угол зрения, сгармонировал все части изображения, живо передав атмосферу народного гуляния.

Пожалуй, самые задушевные пейзажи написаны на Родине. Быстро меняющиеся настроения приро­ды запечатлены Ждановым взволнованно, ярко. И в живописи он остается тонким лириком, вдохно­венным романтиком.

Ю. Жданов.
Портрет И.В. Курчатова.
Карандаш. 1959 г.Особая область творчества художника  -  карти­ны, посвященные балету. «За кулисами», «Олеся устала», «Танец Л. Сабитовой», портреты Н. Бессмертновой, Н. Ананиашвили, А. Богатырева и многих других талантливых артистов составляют уникальную в своем роде «балетную сюиту». В каждой картине воплощена не только безмерная любовь артиста к коллегам по профессии, но и восхищение художника совершенством челове­ка. Живописца привлекает и сам танец — движе­ние, пластика, грация — и духовный мир его ис­полнителя.

Будучи очень внимательным, требовательным к рисунку, Жданов берется за кисть, лишь убедив­шись в точности сделанного углем изображения на холсте или картоне. Большое внимание уделяет наброскам, карандашным зарисовкам, особенно портретным. Много раз изображал И. В. Курчато­ва, с которым его связывали дружеские чувства.

Ю. Жданов.
Джакарта. Утро.
Масло. 1962 г.Не простая фиксация увиденного привлекает художника. «Беседа», «Перед выходом», «Сгуща­ются сумерки», «Абрамцево. Дыхание весны»... Сами названия произведений говорят о том, что Жданова влечет динамика, момент перехода од­ного действия в другое, передача в картине хода времени.

Долгие часы проводит Юрий Тимофеевич у мольберта. Стремясь добиться такого композици­онного решения, которое сообщило бы произведе­нию остроту выразительности, тщательным обра­зом изучает натуру. Вот почти завершенное полот­но: танцовщица в быстром движении.

- На днях один искусствовед мне заявил, что этот элемент танца я передал неверно. Но посмот­рите - вот это движение.

Легко Жданов исполнил изящный пируэт — та­кой же, как на картине.

Юрий Тимофеевич никогда не выставит напоказ картину или рисунок, если не уверен, что все в них правдиво, построение точно, цвет найден.

Ю. Жданов.
Перед началом класса.
Масло. 1983 г.Он много читает, очень любит музыку — и клас­сическую, и народную, внимательно следит за ху­дожественными выставками, радуется успехам молодых коллег. Всем, что узнал, что сде­лал, щедро делится с другими.

Живопись, балет, театр. Для Юрия Тимофеевича эти слова одинаково дороги: разные виды искус­ства соединились в его творчестве. Когда в 1972 го­ду он поставил на сцене Кремлевского Дворца съездов балет «Франческа да Римини» на музы­ку П. И. Чайковского, то сам же и создал эскизы декораций и костюмов. Много лет работает худо­жественным руководителем курса балетмейстеров в ГИТИСе имени А. В. Луначарского. Эта широта интересов сочетается с умением решать сложные творческие задачи.

Не знающий устали, всегда в работе, в творчест­ве, Юрий Тимофеевич Жданов настойчиво совер­шенствует профессиональное мастерство, понимая, что артист, художник не должен и не может останавливаться на достигнутом. Каждый день рисует, пишет, обдумывает будущие композиции. Из любой поездки привозит картины, этюды, наб­роски. Его произведения открывают перед нами мир во всем разнообразии, увиденном зор­кими глазами, любящим сердцем, беспокойной ду­шой.

 

А.Д.Алехин  

Журнал "Юный художник", №8, 1985  

 

 

к содержанию