А.Д. АЛЕХИН
ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ ЛЕНИНГРАДА
(Журнал "Юный художник", № 9, 1985)
В дни Недели изобразительного искусства сотрудники нашего журнала отправились в Ленинград — познакомиться с детскими художественными школами, о которых уже много лет знали по интересным рисункам, присылаемым в редакцию.
Все ДХШ произвели хорошее впечатление. Многие разместились в прекрасно оборудованных для занятий зданиях, даже бывших дворцах. Запомнились умно и красиво составленные из привлекательных-вещей натюрморты в школе № 12 — они словно сами просились быть запечатленными. А ведь оттого, насколько талантливо сочинен натюрморт, от формы, фактуры, цвета входящих в него предметов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку, во многом зависит успех работы художника. В этой школе отличный натюрмортный фонд, собранный педагогами и учащимися.
Нам понравились подборки выполненных ребятами заданий по рисунку и живописи в соответствии с программами по всем годам обучения. Даже их оформление сделано с любовной тщательностью — в виде больших книг, каждая страница — рисунок, акварель или гуашь, заботливо обернутые полиэтиленовой пленкой. Для педагогов такая коллекция служит удобным методическим пособием, раскрывающим задачи и последовательность всего курса практических занятий.
Педагоги ленинградских ДХШ, а это в основном члены Союза художников СССР, недавние выпускники ленинградских художественных вузов, стараются направить ребят на самостоятельную работу, особенно в дни летних и зимних каникул. Осенью устраиваются выставки домашних заданий — натюрмортов, пейзажей, интерьеров, набросков, зарисовок.
В Ленинградской городской художественной школе фойе второго этажа два раза в год завешивается от пола до потолка огромными бумажными полотнами, на которых размещены сотни внеклассных работ, выполненных в период летней практики и во время каникул: изображения всевозможных растений, зверей, птиц, жуков. Тут и портреты, и пейзажи — городские, сельские, индустриальные, и бытовые сценки.
Техника исполнения самая разнообразная — акварель, гуашь, тушь и перо, сангина, пастель, карандаш, соус. Каждое задание коллективно обсуждается. Такая форма учебы воспитывает активное отношение к жизни, природе, умение решать сложные композиционные, тоновые, цветовые задачи без подсказки со стороны, способность размышлять.
А как по-домашнему уютна школа № 10, расположившаяся в поэтичном уголке старого парка. Здесь привлекает внимание большое количество текущих ученических работ, экспонированных в классах и коридорах. Показаны стадии выполнения того или иного задания, процесс создания рисунка, акварели. Ребята делают офорты, ткут нарядные гобелены. Занимаются и скульптурой, преподавание которой, как и почти всюду в Ленинграде, ведется на высоком профессиональном уровне.
Красиво оформлены интерьеры, много удачных плакатов, созданных ребятами, в ДХШ № 14. Просторный дворец XVIII века заняла школа № 4, где успешно проходят занятия рисунком, керамикой.
Гончарная мастерская есть и в детской художественной школе № 1. Здесь мы увидели множество живых, выразительных скульптурных композиций, а также отлитых ребятами из гипса барельефов и медалей. Понравилось и отношение к учебным гипсам: для каждой модели удачно выбрано освещение, остро выявляющее характер головы или маски, их объемы, пластику. Такие постановки рисовать — одно удовольствие. Они еще и раскрывают широчайшие возможности направленного света, приучают к почтительному, трепетному отношению к скульптурной классике.
У каждой детской художественной школы, а их в Ленинграде вдвое больше, чем в Москве, свои особенности и сильные стороны. Но есть и общее — заинтересованное внимание, бережная забота, с которой город на Неве относится к художественному образованию и эстетическому воспитанию юных граждан. Не случайно для выставок детского изобразительного творчества предоставляются лучшие залы. Старший инспектор Главного управления культуры исполкома Ленсовета Н. И. Терехов рассказал:
— Мы считаем, что выставка, как одна из форм культурно-просветительной работы, должна быть не только зрелищной, но и познавательной. Сама экспозиция, ее смысловая направленность играют важную роль
в воспитании гражданственности, чувства гармонии, художественного порядка. Главное же — она должна как можно шире и глубже раскрыть достижения и творческие возможности всех школ и изостудий Ленинграда. Видимо, нам удалось осуществить эти идеи — такие выставки остаются в памяти зрителей как значительное культурное явление.
Достаточно вспомнить безусловный успех экспозиции «Юный художник», разместившейся в Центральном выставочном зале со своими 2 тысячами работ. Ее посетило более 50 тысяч зрителей!
Во время Недели изобразительного искусства в Музее истории города Ленинграда была открыта выставка учащихся детских художественных школ и студий при Дворцах и Домах пионеров.
Она трогала безмерной любовью юных художников к своему городу. Тут были и исторические композиции, и пейзажи — улицы, переулки, архитектурные ансамбли, сады, парки, памятники зодчества и скульптуры, бытовые сценки и рисунки, покоряющие яркими, праздничными красками.
В композиции «Обсуждаем работы» воспитанники студии Дома пионеров Смольнинского района изобразили коллективный просмотр только что выполненных ими классных заданий. Особый раздел этой выставки, названной «Мы живем в Ленинграде», составили акварели, гуаши, графические работы, посвященные немеркнущему подвигу города в годы Великой Отечественной войны.
Юные ленинградцы демонстрируют творческие успехи не только в родном городе: их рисунки часто экспонируются в столицах союзных республик, за рубежом. Несколько месяцев большая выставка гостила и у нас, в выставочном зале редакции журнала «Юный художник».
Все, кто ее видел — педагоги из многих городов и сел страны, дети, художники, искусствоведы, иностранные гости,— отмечали высокий уровень изобразительной культуры, мастерство живописи, прежде всего акварельной.
Впечатляли своим исполнением учебные этюды, в них ярко проявилось любовное, глубоко заинтересованное отношение к натуре. Важно, что и педагоги и дети ценят простой графитный карандаш, стремятся изучить его характер, возможности, а они велики.
Овладение графической грамотой неотделимо от живописи. Поэтому так крепко «нарисованы» акварельные натюрморты, что не мешает им быть сочными, свежими по краскам. Особенно это относится к цветам и композициям из живых фруктов, ягод, грибов, овощей. Но и те, что составлены из всевозможных бытовых предметов, динамичны, живописны, цвет в них взят в полную силу. Ребята неплохо освоили технику алла прима, умеют писать многослойно и по влажной и по сухой поверхности бумаги, не замучивая акварель.
Если сам предмет изображения волнует, вызывает у юного художника желание запечатлеть его как можно ярче, правдивей, то и результат будет самым положительным. Поэтому ленинградские педагоги придают большое значение выбору мотива, составлению натюрмортов, поискам выразительного уголка природы, городского пейзажа. Именно ощущение продуманности, серьезного подхода к учебным занятиям, к самостоятельной деятельности сквозит в каждом рисунке на выставке.
Помимо заботы города Ленинграда о юных своих гражданах, предоставившего им отличные помещения для занятий, оснащенности учебных заведений первоклассными гипсовыми слепками и богатейшими натюрмортными фондами, важным фактором воспитания является изумительная архитектурная среда, в которой живут и учатся дети. И если кто-либо из ребят изберет профессию художника, то, надежной основой творческих достижений станут для него ленинградские крепкие традиции реалистической школы, высокой культуры рисунка и живописи.