Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

Индекс цитирования.

ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ ЛЕНИНГРАДА

 

 

Надя Никитина.
14 лет.
Весенние цветы.
Акварель.
Городская ДХШ, Ленинград.В дни Недели изобразительного искусства сотрудники нашего журнала отправились в Ленинград — познакомиться с детскими художественными школами, о которых уже много лет знали по интересным рисункам, присылаемым в редакцию.

Все ДХШ произвели хорошее впечатление. Многие разместились в прекрасно оборудованных для занятий зданиях, даже бывших дворцах. Запомнились умно и красиво составленные из привлекательных-вещей натюрморты в школе № 12 — они словно сами просились быть запечатленными. А ведь оттого, насколько талантливо сочинен натюрморт, от формы, фактуры, цвета входящих в него предметов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку, во многом зависит успех работы художника. В этой школе отличный натюрмортный фонд, собранный педагогами и учащимися.

Света Павлова.
14 лет.
Юные художники.
Акварель.
ДХШ №10, Ленинград.

Нам понравились подборки выполненных ребятами заданий по рисунку и живописи в соответствии с программами по всем годам обучения. Даже их оформление сделано с любовной тщательностью — в виде больших книг, каждая страница — рисунок, акварель или гуашь, заботливо обернутые полиэтиленовой пленкой. Для педагогов такая коллекция служит удобным методическим пособием, раскрывающим задачи и последовательность всего курса практических занятий.

Педагоги ленинградских ДХШ, а это в основном члены Союза художников СССР, недавние выпускники ленинградских художественных вузов, стараются направить ребят на самостоятельную работу, особенно в дни летних и зимних каникул. Осенью устраиваются выставки домашних заданий — натюрмортов, пейзажей, интерьеров, набросков, зарисовок. В Ленинградской городской художественной школе фойе второго этажа два раза в год завешивается от пола до потолка огромными бумажными 

Катя Сырникова.
11 лет.
Салют. 
Акварель.
Городская ДХШ.
Ленинград.

полотнами, на которых размещены сотни внеклассных работ, выполненных в период летней практики и во время каникул: изображения всевозможных растений, зверей, птиц, жуков. Тут и портреты, и пейзажи — городские, сельские, индустриальные, и бытовые сценки. Техника исполнения самая разнообразная — акварель, гуашь, тушь и перо, сангина, пастель, карандаш, соус. Каждое задание коллективно обсуждается. Такая форма учебы воспитывает активное отношение к жизни, природе, умение решать сложные композиционные, тоновые, цветовые задачи без подсказки со стороны, способность размышлять.

Света Травкина.
12 лет.
БАМ.
Акварель.
Городская ДХШ, Ленинград

А как по-домашнему уютна школа № 10, расположившаяся в поэтичном уголке старого парка. Здесь привлекает внимание большое количество текущих ученических работ, экспонированных в классах и коридорах. Показаны стадии выполнения того или иного задания, процесс создания рисунка, акварели. Ребята делают офорты, ткут нарядные гобелены. Занимаются и скульптурой, преподавание которой, как и почти всюду в Ленинграде, ведется на высоком профессиональном уровне.

Красиво оформлены интерьеры, много удачных плакатов, созданных ребятами, в ДХШ № 14. Просторный дворец XVIII века заняла школа № 4, где успешно проходят занятия рисунком, керамикой. 

Света Минина.
15 лет.
Тюльпаны.
Акварель.
Городская ДХШ, Ленинград.

Гончарная мастерская есть и в детской художественной школе № 1. Здесь мы увидели множество живых, выразительных скульптурных композиций, а также отлитых ребятами из гипса барельефов и медалей. Понравилось и отношение к учебным гипсам: для каждой модели удачно выбрано освещение, остро выявляющее характер головы или маски, их объемы, пластику. Такие постановки рисовать — одно удовольствие. Они еще и раскрывают широчайшие возможности направленного света, приучают к почтительному, трепетному отношению к скульптурной классике.

У каждой детской художественной школы, а их в Ленинграде вдвое больше, чем в Москве, свои особенности и сильные стороны. Но есть и общее — заинтересованное внимание, бережная забота, с которой город на Неве относится к художественному образованию и эстетическому воспитанию юных граждан. Не случайно для выставок детского изобразительного творчества предоставляются лучшие залы. Старший инспектор Главного управления культуры исполкома Ленсовета Н. И. Терехов рассказал:

— Мы считаем, что выставка, как одна из форм культурно-просветительной работы, должна быть не только зрелищной, но и познавательной. Сама экспозиция, ее смысловая направленность играют важную роль 

Таня Демина.
8 лет.
Авроровец.
Гуашь.
ДХШ, г. Луга
Ленинградской обл.

в воспитании гражданственности, чувства гармонии, художественного порядка. Главное же — она должна как можно шире и глубже раскрыть достижения и творческие возможности всех школ и изостудий Ленинграда. Видимо, нам удалось осуществить эти идеи — такие выставки остаются в памяти зрителей как значительное культурное явление. Достаточно вспомнить безусловный успех экспозиции «Юный художник», разместившейся в Центральном выставочном зале со своими 2 тысячами работ. Ее посетило более 50 тысяч зрителей!

Рита Рыжонкова.
9 лет.
Портрет.
Гуашь.
ДХШ, Ивангород
Ленинградской обл.

Во время Недели изобразительного искусства в Музее истории города Ленинграда была открыта выставка учащихся детских художественных школ и студий при Дворцах и Домах пионеров. Она трогала безмерной любовью юных художников к своему городу. Тут были и исторические композиции, и пейзажи — улицы, переулки, архитектурные ансамбли, сады, парки, памятники зодчества и 

 

скульптуры, бытовые сценки и рисунки, покоряющие яркими, праздничными красками. В композиции «Обсуждаем работы» воспитанники студии Дома пионеров Смольнинского района изобразили коллективный просмотр только что выполненных ими классных заданий. Особый раздел этой выставки, названной «Мы живем в Ленинграде», составили акварели, гуаши, графические работы, посвященные немеркнущему подвигу города в годы Великой Отечественной войны.

Гина Окпараоча.
13 лет.
Грибы.
Акварель.
Городская ДХШ.
Ленинград.

Юные ленинградцы демонстрируют творческие успехи не только в родном городе: их рисунки часто экспонируются в столицах союзных республик, за рубежом. Несколько месяцев большая выставка гостила и у нас, в выставочном зале редакции журнала «Юный художник». Все, кто ее видел — педагоги из многих городов и сел страны, дети, художники, искусствоведы, иностранные гости,— отмечали высокий уровень изобразительной культуры, мастерство живописи, прежде всего акварельной.

Впечатляли своим исполнением учебные этюды, в них ярко проявилось любовное, глубоко заинтересованное отношение к натуре. Важно, что и педагоги и дети ценят простой графитный 

Костя Хочинский.
10 лет.
Трактористы.
Гуашь.
ДХШ № 13, Ленинград.

карандаш, стремятся изучить его характер, возможности, а они велики. Овладение графической грамотой неотделимо от живописи. Поэтому так крепко «нарисованы» акварельные натюрморты, что не мешает им быть сочными, свежими по краскам. Особенно это относится к цветам и композициям из живых фруктов, ягод, грибов, овощей. Но и те, что составлены из всевозможных бытовых предметов, динамичны, живописны, цвет в них взят в полную силу. Ребята неплохо освоили технику алла прима, умеют писать многослойно и по влажной и по сухой поверхности бумаги, не замучивая акварель.

Если сам предмет изображения волнует, вызывает у юного художника желание запечатлеть его как можно ярче, правдивей, то и результат будет самым положительным. Поэтому ленинградские педагоги придают большое значение выбору мотива, составлению натюрмортов, поискам выразительного уголка природы, 

Аня Зданович.
14 лет.
Дары земли.
Акварель.
Городская ДХШ, Ленинград.

городского пейзажа. Именно ощущение продуманности, серьезного подхода к учебным занятиям, к самостоятельной деятельности сквозит в каждом рисунке на выставке.

Помимо заботы города Ленинграда о юных своих гражданах, предоставившего им отличные помещения для занятий, оснащенности учебных заведений первоклассными гипсовыми слепками и богатейшими натюрмортными фондами, важным фактором воспитания является изумительная архитектурная среда, в которой живут и учатся дети. И если кто-либо из ребят изберет профессию художника, то, надежной основой творческих достижений станут для него ленинградские крепкие традиции реалистической школы, высокой культуры рисунка и живописи.

 

 

А. Алехин 

Журнал "Юный художник", №9, 1985 

 


к содержанию