Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

Индекс цитирования.

А.Д. АЛЕХИН

Светоносная живопись

статья из журнала "Юность" №11, 1979

 

Журнал "Юность", №11, 1979Пока, чуть поблескивая, влажно ды­шит бумага, нужно писать быстро и точно. Ошибки недопустимы. И вот рождается пейзаж: осенние березы -словно яркие языки пламени, бушующего среди бархатистой охры лугов и синевы горных склонов; в реке отражается грустное небо…

Акварель — это сама поэзия. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней срав­нивают и музыкальное сочинение, берущее за душу нежными, прозрачными мелодиями.

Лишь акварелью можно так тонко передать безмя­тежную синеву небес, кружева облаков, пелену ту­манов. Она позволяет запечатлеть явления природы, длящиеся, может быть, минуты.

Е. Успенская (Ленинград)
Городецкая роспись.
(Из цикла "Мои современницы")

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с плитка­ми красок, мягкая послушная кисть, вода в неболь­шом сосуде—вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому зоркий глаз, твердая рука, владение в совершенстве материалами и техникой этого вида живописи.

Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Такой прием называется алла прима. Можно работать в многослойной технике, по­степенно уточняя каждую деталь. Можно избрать смешанную технику. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясно­сти. Прозрачность и блеск придает ей бумага, кото­рая должна быть белой и чистой. Белила акварели­сту, как правило, не нужны...

Т. Нариманбеков (Баку).
Деля с собачкой.В последние годы акварель приобрела невиданную ранее популярность. Свидетельство тому - Пятая Все­союзная выставка акварели.

Сотни картин разместились в Центральном Выста­вочном зале Москвы. Однако живопись здесь не по­терялась, не была подавлена огромными размерами помещения. Здесь кстати пришлась новая тенденция акварели - стремление к монументальности.

И дело, безусловно, не только в непривычно боль­ших размерах листов, но прежде всего в том, что акварель, которая обычно считалась живописью альбомной, сегодня стремится расширить своя воз­можности, выйти за рамки камерности.

«Завод с Губахе» И. Борисова, «Космос» А. Петухова, «Корабли» А. Пилара, «Аглоциклоны» В. Кошелева — это уже не «прекрасные мимолетности», а попытка показать действительность широко, масштаб­но. Понятно, что и «почерк» акварели поэтому меня­ется. Она начинает тяготеть к обобщенным, чуть ли не чеканным формам, избирать интенсивные цвета.

Р. Бем (Рига).
Ржаной хлеб.Броская по краскам, резкая контрастами темных и светлых пятен, плавных и ломаных линий, работа С. Кожаева «Девчонки с фабрики «8-е Марта» скорее напоминает уменьшенное декоративное панно. А «Автопортрет» Б. Маркевича, написанный интенсив­ными мазками почти сухой кисти, близок к станко­вой масляной живописи. Были на выставке и акварель-«гуашь» и акварель-«темпера»... Все дело в том, конечно, насколько такая стилизация художественно оправданна. Акварель требует к себе бережного от­ношения. Только в живом, естественном обогащении этого обаятельного жанра залог успеха.

Многим запомнились работы В. Денисова на тему «Тюменский север», идущие от живого наблюдения натуры и в то же время обобщенные, четкие по силу­эту, звучные по живописи. Денисов - один из тех, кто продолжает и по-своему развивает традиции класси­ческой акварели. В этом отношении замечательны и работы В. Норкуте - легкие, прозрачные, со звонкими всплесками насыщенного цвета. Но не только этим они хороши: акварели пронизаны трепетом жизни, дыханием молодости.

И. Обросов (Москва).
Воробьевы горы....Кто не знаком с городецкой росписью! В пред­ставлении многих она связывается с творчеством се­довласых мастеров. А на портрете мы видим совсем юную девушку. В левой руке доска, в правой - кисть. Художница внутренне собранна, словно музыкант перед тем, как коснуться смычком струн. Ведь первое звонкое пятно многое решит, даст настрой, ключ всей цветовой тональности. Доска в руках мастерицы дол­жна стать яркой, узорчатой, веселой. Такой, чтобы не уронить славы старинного русского промысла.


Краски «Городецкой росписи» приглушены, «сухова­ты», мазки энергичны. По-другому, тщательными про­зрачными заливками, написана работа О. Кукушкина «Отличник боевой и политической подготовки ефрей­тор Александр Доржиев». В этом произведении соеди­нились два жанра: портрет и пейзаж. За крепкой, ко­ренастой фигурой Доржиева — беспределье забайкальских просторов, дремлющая в нежной дымке зем­ля, которую он охраняет. Облик пограничника 

О. Кукушкин (Ленинград).
Отличник боевой и политической подготовки ефрейтор А. Доржиев.

внуши­телен. Глаза проницательны, лицо спокойно. Хотя жи­вопись легка и воздушна, образ солдата монумента­лен, пейзаж величествен.

Светлой грустью поздней осени веет от пейзажа И. Обросова «Воробьевы горы». Крутые, спадающие к реке склоны. Строгие силуэты лиственниц, бросаю­щих на аллею длинные тени. Одинокая женская фи­гура. Тающая даль. Четкий ритм линий и пятен. Ак­варель и графична и живописна. Живописна, хотя написана почти одним, главным образом коричневым цветом. Но в руках опытного акварелиста и одна краска становится волшебной.

В. Санжаров (Черновцы).
Забайкальская осень.

...Самовар, как известно, издавна пользуется на­шей особой любовью. Он добродушен, приятен в об­щении, великолепен. Потому и запечатлен он неодно­кратно многими художниками. Ажурная акварель А. Елманова похожа на неброский орнамент. В центре, на столике,- пузатый самовар, отражающий зеркаль­ной поверхностью все вокруг. Древесный узор стены, украшенной расписным туеском, цветистым полотен­цем и репродукцией кустодиевской «Купчихи». Пара яблок, стакан с чаем... Вроде бы незамысловато. Но сколько утонченной гармонии и обаяния в этом полу­прозрачном, ясном по рисунку, чистом по цвету «На­тюрморте с самоваром».

Да, акварель всегда должна оставаться акварелью - насыщенной, прозрачной, светоносной.

 

на главную