Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
СВЕТОНОСНАЯ ЖИВОПИСЬ

 (журнал "Юность", № 11, 1979 г.)

 

Журнал "Юность", №11, 1979Пока, чуть поблескивая, влажно ды­шит бумага, нужно писать быстро и точно. Ошибки недопустимы. И вот рождается пейзаж: осенние березы — словно яркие языки пламени, бушующего среди бархатистой охры лугов и синевы горных склонов; в реке отражается грустное небо…

Акварель — это сама поэзия. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней срав­нивают и музыкальное сочинение, берущее за душу нежными, прозрачными мелодиями.

Лишь акварелью можно так тонко передать безмя­тежную синеву небес, кружева облаков, пелену ту­манов. Она позволяет запечатлеть явления природы, длящиеся, может быть, минуты.

Е. Успенская (Ленинград)
Городецкая роспись.
(Из цикла "Мои современницы")Е. Успенская (Ленинград) Городецкая роспись. (Из цикла "Мои современницы")

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с плитка­ми красок, мягкая послушная кисть, вода в неболь­шом сосуде — вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому зоркий глаз, твердая рука, владение в совершенстве материалами и техникой этого вида живописи.

Т. Нариманбеков (Баку).
Деля с собачкой.Т. Нариманбеков (Баку). Деля с собачкой.

Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Такой прием называется алла прима. Можно работать в многослойной технике, по­степенно уточняя каждую деталь. Можно избрать смешанную технику. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясно­сти. Прозрачность и блеск придает ей бумага, кото­рая должна быть белой и чистой. Белила акварели­сту, как правило, не нужны...

В последние годы акварель приобрела невиданную ранее популярность. Свидетельство тому - Пятая Все­союзная выставка акварели.

Сотни картин разместились в Центральном Выста­вочном зале Москвы. Однако живопись здесь не по­терялась, не была подавлена огромными размерами помещения. Здесь кстати пришлась новая тенденция акварели - стремление к монументальности.

И дело, безусловно, не только в непривычно боль­ших размерах листов, но прежде всего в том, что акварель, которая обычно считалась живописью альбомной, сегодня стремится расширить своя воз­можности, выйти за рамки камерности.

«Завод с Губахе» И. Борисова, «Космос» А. Петухова, «Корабли» А. Пилара, «Аглоциклоны» В. Кошелева — это уже не «прекрасные мимолетности», а попытка показать действительность широко, масштаб­но. Понятно, что и «почерк» акварели поэтому меня­ется. Она начинает тяготеть к обобщенным, чуть ли не чеканным формам, избирать интенсивные цвета.

Р. Бем (Рига).
Ржаной хлеб.Р. Бем (Рига). Ржаной хлеб.Броская по краскам, резкая контрастами темных и светлых пятен, плавных и ломаных линий, работа С. Кожаева «Девчонки с фабрики «8-е Марта» скорее напоминает уменьшенное декоративное панно. А «Автопортрет» Б. Маркевича, написанный интенсив­ными мазками почти сухой кисти, близок к станко­вой масляной живописи. Были на выставке и акварель-«гуашь» и акварель-«темпера»... Все дело в том, конечно, насколько такая стилизация художественно оправданна. Акварель требует к себе бережного от­ношения. Только в живом, естественном обогащении этого обаятельного жанра залог успеха.

И. Обросов (Москва).
Воробьевы горы.И. Обросов (Москва). Воробьевы горы.

Многим запомнились работы В. Денисова на тему «Тюменский север», идущие от живого наблюдения натуры и в то же время обобщенные, четкие по силу­эту, звучные по живописи. Денисов - один из тех, кто продолжает и по-своему развивает традиции класси­ческой акварели. В этом отношении замечательны и работы В. Норкуте - легкие, прозрачные, со звонкими всплесками насыщенного цвета. Но не только этим они хороши: акварели пронизаны трепетом жизни, дыханием молодости.

...Кто не знаком с городецкой росписью! В пред­ставлении многих она связывается с творчеством се­довласых мастеров. А на портрете мы видим совсем юную девушку. В левой руке доска, в правой - кисть. Художница внутренне собранна, словно музыкант перед тем, как коснуться смычком струн. Ведь первое звонкое пятно многое решит, даст настрой, ключ всей цветовой тональности.

Доска в руках мастерицы дол­жна стать яркой, узорчатой, веселой. Такой, чтобы не уронить славы старинного русского промысла.

О. Кукушкин (Ленинград).
Отличник боевой и политической подготовки ефрейтор А. Доржиев.О. Кукушкин (Ленинград). Отличник боевой и политической подготовки ефрейтор А. Доржиев.

Краски «Городецкой росписи» приглушены, «сухова­ты», мазки энергичны. По-другому, тщательными про­зрачными заливками, написана работа О. Кукушкина «Отличник боевой и политической подготовки ефрей­тор Александр Доржиев». В этом произведении соеди­нились два жанра: портрет и пейзаж. За крепкой, ко­ренастой фигурой Доржиева — беспределье забайкальских просторов, дремлющая в нежной дымке зем­ля, которую он охраняет. Облик пограничника внуши­телен. Глаза проницательны, лицо спокойно. Хотя жи­вопись легка и воздушна, образ солдата монумента­лен, пейзаж величествен.

В. Санжаров (Черновцы).
Забайкальская осень.В. Санжаров (Черновцы). Забайкальская осень.

Светлой грустью поздней осени веет от пейзажа И. Обросова «Воробьевы горы». Крутые, спадающие к реке склоны. Строгие силуэты лиственниц, бросаю­щих на аллею длинные тени. Одинокая женская фи­гура. Тающая даль. Четкий ритм линий и пятен. Ак­варель и графична и живописна. Живописна, хотя написана почти одним, главным образом коричневым цветом. Но в руках опытного акварелиста и одна краска становится волшебной.

...Самовар, как известно, издавна пользуется на­шей особой любовью. Он добродушен, приятен в об­щении, великолепен. Потому и запечатлен он неодно­кратно многими художниками. Ажурная акварель А. Елманова похожа на неброский орнамент. В центре, на столике,- пузатый самовар, отражающий зеркаль­ной поверхностью все вокруг. Древесный узор стены, украшенной расписным туеском, цветистым полотен­цем и репродукцией кустодиевской «Купчихи». Пара яблок, стакан с чаем... Вроде бы незамысловато. Но сколько утонченной гармонии и обаяния в этом полу­прозрачном, ясном по рисунку, чистом по цвету «На­тюрморте с самоваром».

Да, акварель всегда должна оставаться акварелью - насыщенной, прозрачной, светоносной.

 

 

на главную