А.Д. АЛЕХИН
СВЕТОНОСНАЯ ЖИВОПИСЬ
(журнал "Юность", № 11, 1979 г.)
Пока, чуть поблескивая, влажно дышит бумага, нужно писать быстро и точно. Ошибки недопустимы. И вот рождается пейзаж: осенние березы — словно яркие языки пламени, бушующего среди бархатистой охры лугов и синевы горных склонов; в реке отражается грустное небо…
Акварель — это сама поэзия. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, берущее за душу нежными, прозрачными мелодиями.
Лишь акварелью можно так тонко передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену туманов. Она позволяет запечатлеть явления природы, длящиеся, может быть, минуты.
Лист белой зернистой бумаги, коробочка с плитками красок, мягкая послушная кисть, вода в небольшом сосуде — вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому зоркий глаз, твердая рука, владение в совершенстве материалами и техникой этого вида живописи.
Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Такой прием называется алла прима. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя каждую деталь. Можно избрать смешанную технику. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясности. Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила акварелисту, как правило, не нужны...
В последние годы акварель приобрела невиданную ранее популярность. Свидетельство тому - Пятая Всесоюзная выставка акварели.
Сотни картин разместились в Центральном Выставочном зале Москвы. Однако живопись здесь не потерялась, не была подавлена огромными размерами помещения. Здесь кстати пришлась новая тенденция акварели - стремление к монументальности.
И дело, безусловно, не только в непривычно больших размерах листов, но прежде всего в том, что акварель, которая обычно считалась живописью альбомной, сегодня стремится расширить своя возможности, выйти за рамки камерности.
«Завод с Губахе» И. Борисова, «Космос» А. Петухова, «Корабли» А. Пилара, «Аглоциклоны» В. Кошелева — это уже не «прекрасные мимолетности», а попытка показать действительность широко, масштабно. Понятно, что и «почерк» акварели поэтому меняется. Она начинает тяготеть к обобщенным, чуть ли не чеканным формам, избирать интенсивные цвета.
Броская по краскам, резкая контрастами темных и светлых пятен, плавных и ломаных линий, работа С. Кожаева «Девчонки с фабрики «8-е Марта» скорее напоминает уменьшенное декоративное панно. А «Автопортрет» Б. Маркевича, написанный интенсивными мазками почти сухой кисти, близок к станковой масляной живописи. Были на выставке и акварель-«гуашь» и акварель-«темпера»... Все дело в том, конечно, насколько такая стилизация художественно оправданна. Акварель требует к себе бережного отношения. Только в живом, естественном обогащении этого обаятельного жанра залог успеха.
Многим запомнились работы В. Денисова на тему «Тюменский север», идущие от живого наблюдения натуры и в то же время обобщенные, четкие по силуэту, звучные по живописи. Денисов - один из тех, кто продолжает и по-своему развивает традиции классической акварели. В этом отношении замечательны и работы В. Норкуте - легкие, прозрачные, со звонкими всплесками насыщенного цвета. Но не только этим они хороши: акварели пронизаны трепетом жизни, дыханием молодости.
...Кто не знаком с городецкой росписью! В представлении многих она связывается с творчеством седовласых мастеров. А на портрете мы видим совсем юную девушку. В левой руке доска, в правой - кисть. Художница внутренне собранна, словно музыкант перед тем, как коснуться смычком струн. Ведь первое звонкое пятно многое решит, даст настрой, ключ всей цветовой тональности.
Доска в руках мастерицы должна стать яркой, узорчатой, веселой. Такой, чтобы не уронить славы старинного русского промысла.
Краски «Городецкой росписи» приглушены, «суховаты», мазки энергичны. По-другому, тщательными прозрачными заливками, написана работа О. Кукушкина «Отличник боевой и политической подготовки ефрейтор Александр Доржиев». В этом произведении соединились два жанра: портрет и пейзаж. За крепкой, коренастой фигурой Доржиева — беспределье забайкальских просторов, дремлющая в нежной дымке земля, которую он охраняет. Облик пограничника внушителен. Глаза проницательны, лицо спокойно. Хотя живопись легка и воздушна, образ солдата монументален, пейзаж величествен.
Светлой грустью поздней осени веет от пейзажа И. Обросова «Воробьевы горы». Крутые, спадающие к реке склоны. Строгие силуэты лиственниц, бросающих на аллею длинные тени. Одинокая женская фигура. Тающая даль. Четкий ритм линий и пятен. Акварель и графична и живописна. Живописна, хотя написана почти одним, главным образом коричневым цветом. Но в руках опытного акварелиста и одна краска становится волшебной.
...Самовар, как известно, издавна пользуется нашей особой любовью. Он добродушен, приятен в общении, великолепен. Потому и запечатлен он неоднократно многими художниками. Ажурная акварель А. Елманова похожа на неброский орнамент. В центре, на столике,- пузатый самовар, отражающий зеркальной поверхностью все вокруг. Древесный узор стены, украшенной расписным туеском, цветистым полотенцем и репродукцией кустодиевской «Купчихи». Пара яблок, стакан с чаем... Вроде бы незамысловато. Но сколько утонченной гармонии и обаяния в этом полупрозрачном, ясном по рисунку, чистом по цвету «Натюрморте с самоваром».
Да, акварель всегда должна оставаться акварелью - насыщенной, прозрачной, светоносной.