А.Д. АЛЕХИН
В КОМИССИИ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
(газета «Московский художник» от 17 марта 1973 г.)
Педагогам, ученым, общественным деятелям, работающим в области эстетического воспитания подрастающего поколения, давно уже ясно, что добиться максимального эффекта можно лишь всем сообща, скоординировав усилия различных учреждений и организаций.
В стороне от этого государственной важности дела никак не могут стоять Союзы художников, объединяющие лучших живописцев, графиков, скульпторов, монументалистов, прикладников, призванных нести искусство в самые широкие народные массы.
Художник и зритель должны хорошо понимать друг друга. Поэтому зрителя необходимо готовить с первых лет его жизни, а инициатива в этом должна принадлежать деятелям искусства. Значит, художник должен быть еще и педагогом в прямом смысле этого слова.
Поэтому создание при Московской организации Союза художников РСФСР Комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества актуально и знаменательно. Комиссия руководствуется в своей деятельности Директивами XXIV съезда КПСС и постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» и от 23 июня 1972 г. «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования».
Цель комиссии — содействовать делу художественного воспитания юных москвичей. При этом будет учтен передовой опыт, накопленный отечественными и зарубежными специалистами — педагогами, психологами, методистами. Комиссия МОСХа установила контакты с аналогичными комиссиями при других творческих союзах, с управлениями культуры Мосгориополкома и райисполкомов. Академией педагогических наук СССР, Министерством просвещения РСФСР, Мосгороно и другими учреждениями и организациями.
Большое внимание уделяется проблеме кадров. Прежде всего изучается положение на сегодняшний день: обследуются изостудии, составляется картотека художников-педагогов, работающих в домах и дворцах пионеров, в изостудиях при ЖЭКах, в средних общеобразовательных и детских художественных школах Москвы.
Намечается проведение в МОСХе методической конференции с участием художников-педагогов и показом выставки лучших рисунков юных москвичей.
Комиссия подготовила рекомендации по организации работы изостудий при ЖЭКах, разрабатывает типовой договор с их руководителями. Решает важные вопросы, связанные с финансированием этих студий и снабжением их художественными материалами.
Известно, что легче посадить в новую почву молоденькое деревцо, чем взрослое. Легче в первые годы жизни человека привить ему любовь к искусству. Если вовремя не развито его творческое воображение, эстетическое восприятие окружающей жизни, сделать это позже очень трудно. Поэтому комиссия намечает ряд мер по улучшению преподавания изобразительного искусства о детских садах.
Важный раздел работы комиссии — организация выставок детского изобразительного творчества и пропаганда вопросов эстетического воспитания. Намечается организовать ряд методических выставок детского изобразительного творчества для педагогов Москвы, превратив их затем в передвижные; планируется международная обменная выставка «Москва-Париж» на тему «Мой город». Задумана организация двух выставок живописи и двух выставок графики московских художников с тем, чтобы затем передать работы домам пионеров и общеобразовательным школам.
Сейчас ведется активная работа по подготовке выставки «Физическая культура и спорт в детском творчестве», посвященной всемирным летним студенческим играм «Универсиада-73».
При комиссии создан актив искусствоведов, художников и педагогов для пропаганды работы изостудий, учителей общеобразовательных и художественных школ.
Комиссия предполагает также наладить регулярные посещения юными художниками мастерских их старших коллег — профессионалов.
Съезду художников РСФСР председатель комиссии И. М. Гурвич представил конкретные предложения, которые свидетельствуют о продуманных и верных действиях коллектива, от имени которого они были изложены.
— Для начала, — сказал Гурвич, — в трех городах — в Москве, Ленинграде и Новосибирске — необходимо создать музеи детского изобразительного творчества, которые должны стать центрами эстетического воспитания детей.
Во-вторых, давно уже пора положительно решить вопрос о возобновлении журнала, столь необходимого и детям и педагогам. Такого, как «Юный художник», издание которого было прервано Отечественной войной.
В-третьих, следует ввести формы поощрения художников, посвятивших себя эстетическому воспитанию детей, — премии, медали и грамоты Союзов художников РСФСР и СССР, выдвижения на звания.
Выступление председателя комиссии правления МОСХ было с одобрением встречено делегатами съезда, отлично понимающими, что содействие всеобщему эстетическому воспитанию подрастающего поколения — дело каждого творческого работника.
А. АЛЕХИН,
ученый секретарь
НИИ художественного воспитания
Академии педагогических наук СССР.