Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
ЯСНОСТЬ И УБЕЖДЕННОСТЬ

(газета «Известия» от 23 мая 1982 г.)

 

Талант художника, глубокая образованность и гражданствен­ность — счастливое сочетание качеств, присущих Александру Сергеевичу Трофимову. Он про­ректор по научной работе Мос­ковского художественного ин­ститута имени В. И. Сурикова и там же преподает в мастер­ской портретной живописи.

— В своей речи на XIX съезде комсомола, — говорит А. Тро­фимов, — товарищ Л. И. Бреж­нев подчеркнул: «...молодежь должна постоянно учиться. И не только овладевать знаниями. Учиться честному труду, умению видеть жизнь со всеми ее слож­ностями с позиции советского патриотизма и коммунистической убежденности». Все это имеет самое прямое отношение и к творческой молодежи. Ведь час­то бывает: овладел студент изо­бразительной грамотой, а при­менить ее еще не может. Вот и создает работы поверхностные, пустые. Формалистические от­клонения рождаются тогда, ког­да у художника нет ясной по­зиции. Одних знаний мало — прежде всего надо быть патрио­том, гражданином. Но и знания должны быть осмысленными, а их объем — неизменно возрас­тать. Поэтому, стремясь дать нашим студентам широкое об­разование, мы знакомим их с огромной духовной культурой нашего народа, прививаем лю­бовь к истории, литературе, му­зыке...

Разговор идет в мастерской Трофимова. Он показывает свои работы, и передо мной прохо­дит галерея прекрасных обра­зов родной природы. Вот, например, пейзажи, связан­ные с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасо­ва. Задушевные, полные свет­лого настроения, они словно освящены памятью этих выдаю­щихся людей. Горячая любовь к природе, к великому наследию классиков русской литературы сквозит в каждой картине. Жи­вопись у Трофимова — а пишет он в основном темперой — чистая, свежая, ясная.

— Всегда и во всем должна быть ясность, определенность, — убежден художник, — и в живописи, и в жизни.

Он учился сначала в Москов­ской средней художественной школе, а затем окончил МГХИ имени В.И. Сурикова. Его на­ставниками были С. Михайлов, В. Почиталов, А. Шорчев, Б. Дехтерев. Многим обязан Трофимов известному советскому живопис­цу А.В. Куприну, дружбе с ним, его духовному влиянию.

— Он часто говорил мне о том, как прекрасны природа и человек, стремящийся жить в полном согласии с ней. О том, что художник должен любить природу, учиться у нее, на­строить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда мож­но достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка при­думать, искусственно сконструи­ровать новые формы неминуемо приведет к краху, к отвлечен­ному формотворчеству, не имею­щему ничего общего с красотой жизни...

Сейчас Трофимов продолжает работу над циклом пейзажей, связанных с жизнью и деятель­ностью Н. Некрасова в олешунинской усадьбе, что неподалеку от старинного русского города Мурома. «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Зеленый шум» и другие знаменитые про­изведения поэта навеяны приро­дой, крестьянским трудом и бы­том деревни Олешунино и ее окрестностей.

Хотя очень много сил отнима­ет педагогическая деятельность, Трофимов находит время писать монографии и статьи о худож­никах, вести семинар пропаган­дистов в Ждановском райкоме партии города Москвы.

 

А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на главную