Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
ЖИВЫЕ КРАСКИ И СТЕКЛА

(газета «Правда» от 27 сентября 1983 г.)

 

Композиция А.Я. Степановой "Мой край"Композиция А.Я. Степановой "Мой край"Простые по форме стеклянные сосуды. Классически строгие очертания, вроде бы не броский цвет. Но что это? Стекло начи­нает оживать, в его глубине мы различаем березы и осины, поля, лесные дали. Узнаем пейзажи Подмосковья — разные по харак­теру, настроению — весенние, лет­ние, осенние... Эта сюита в стек­ле называется «Мой край». Ее создала заслуженный художник РСФСР Антонина Яковлевна Сте­панова.

— Как же не любить стекло,— говорит она.— Этот замечатель­ный материал позволяет добиться бесконечного многообразия форм и цветового богатства, всего того, что характерно для русского стек­ла,— веселья красок, полета фан­тазии, пластики.

Творчество А. Степановой не­отделимо от природы. В ней на­ходит она темы для своих произ­ведений, оригинальных компози­ций. Она воплотила в стекле фан­тастический подводный мир с его радужными ракушками, морски­ми звездами, рыбами, водоросля­ми. Но прежде всего вдохнов­ляет ее земля, на которой жи­вут соотечественники и растут прекрасные цветы.

Цветы же для А. Степановой не только красивые и нежные создания; их изображения дают возможность выразить философ­ские раздумья, чувства радости и печали. «Реквием» — так назвала она одну из работ. На темном фоне белый цветок. Это скорбь по людям, отдавшим жизнь за Родину. «Пробуждение» — сосуд раскрывается, как бутон, и будто начинает цвести, пробуждаться

В декоративной композиции «Цветы России» соединились скульптура малых форм и жи­вопись. Каждая работа красоч­на, свежа, правдива. Согревают душу родные, знакомые с дет­ства васильки, иван-да-марья, одуванчики, маки, кувшинки, ромашки.

Рождение произведений из стекла — это живопись «в горя­чем виде», когда художнику нель­зя медлить, потому что материал быстро остывает, затвердевая, и надо успеть придать ему задуман­ную форму, ввести нужный цвет. И как это удивительно, когда раскаленная красная масса превращается в многоцветный сосуд!

Но однажды стекло как бы и не остыло, оставшись пламенем. Композиция так и называется «Пламя», символизируя жизнь, творческое горение.

Произведения А. Степановой — результат долгих поисков и раз­мышлений, многочисленных экс­периментов. Она разработала свои приемы, позволяющие создавать в стекле ощущение пространства.

Фантазия А. Степановой неис­тощима. Вот натюрморты — фрук­ты и овощи, «Русские узоры» — как бы переведенные в стекло прозрачные кружева, «Озера» — глубокие по цвету, так живо на­поминающие зыбкие студеные просторы, «Камни», «Рябинуш­ка», комплект посуды «Русский праздник»... А вот просто «Лен­та» — композиция, олицетворяю­щая гибкость, пластику материа­ла; декоративные комплекты «Солнце, воздух и вода», «Север­ное сияние», «Фонтан», «Калина красная»... Последний художница посвятила памяти Василия Шук­шина.

Прежде чем приступить к ра­боте со стеклом, А. Степанова делает многочисленные эскизы, пишет акварелью натюрморты и пейзажи, которые затем перево­дит в материал.

Многие произведения А. Степа­новой украшают общественные здания: Международный торго­вый центр, ресторан «Континенталь», гостиницы «Москва», «Интурист»... Ее работы экспо­нируются во многих музеях страны.

В основе ее творческой дея­тельности — глубокая и неистощимая любовь к Родине, к лю­дям, к природе. Она считает сво­им долгом участвовать в решении проблем подготовки кадров, вос­питания мастеров, работающих в области декоративно-прикладного искусства. Ее волнуют вопросы синтеза искусств, она и сама тя­готеет к работе в коллективе, ко­гда архитектор, скульптор, живо­писец создают впечатляющий ансамбль, призванный служить делу эстетического и художест­венного воспитания народа.

 

А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 на главную