А.Д. АЛЕХИН
ЖИВЫЕ КРАСКИ И СТЕКЛА
(газета «Правда» от 27 сентября 1983 г.)
Простые по форме стеклянные сосуды. Классически строгие очертания, вроде бы не броский цвет. Но что это? Стекло начинает оживать, в его глубине мы различаем березы и осины, поля, лесные дали. Узнаем пейзажи Подмосковья — разные по характеру, настроению — весенние, летние, осенние... Эта сюита в стекле называется «Мой край». Ее создала заслуженный художник РСФСР Антонина Яковлевна Степанова.
— Как же не любить стекло,— говорит она.— Этот замечательный материал позволяет добиться бесконечного многообразия форм и цветового богатства, всего того, что характерно для русского стекла,— веселья красок, полета фантазии, пластики.
Творчество А. Степановой неотделимо от природы. В ней находит она темы для своих произведений, оригинальных композиций. Она воплотила в стекле фантастический подводный мир с его радужными ракушками, морскими звездами, рыбами, водорослями. Но прежде всего вдохновляет ее земля, на которой живут соотечественники и растут прекрасные цветы.
Цветы же для А. Степановой не только красивые и нежные создания; их изображения дают возможность выразить философские раздумья, чувства радости и печали. «Реквием» — так назвала она одну из работ. На темном фоне белый цветок. Это скорбь по людям, отдавшим жизнь за Родину. «Пробуждение» — сосуд раскрывается, как бутон, и будто начинает цвести, пробуждаться
В декоративной композиции «Цветы России» соединились скульптура малых форм и живопись. Каждая работа красочна, свежа, правдива. Согревают душу родные, знакомые с детства васильки, иван-да-марья, одуванчики, маки, кувшинки, ромашки.
Рождение произведений из стекла — это живопись «в горячем виде», когда художнику нельзя медлить, потому что материал быстро остывает, затвердевая, и надо успеть придать ему задуманную форму, ввести нужный цвет. И как это удивительно, когда раскаленная красная масса превращается в многоцветный сосуд!
Но однажды стекло как бы и не остыло, оставшись пламенем. Композиция так и называется «Пламя», символизируя жизнь, творческое горение.
Произведения А. Степановой — результат долгих поисков и размышлений, многочисленных экспериментов. Она разработала свои приемы, позволяющие создавать в стекле ощущение пространства.
Фантазия А. Степановой неистощима. Вот натюрморты — фрукты и овощи, «Русские узоры» — как бы переведенные в стекло прозрачные кружева, «Озера» — глубокие по цвету, так живо напоминающие зыбкие студеные просторы, «Камни», «Рябинушка», комплект посуды «Русский праздник»... А вот просто «Лента» — композиция, олицетворяющая гибкость, пластику материала; декоративные комплекты «Солнце, воздух и вода», «Северное сияние», «Фонтан», «Калина красная»... Последний художница посвятила памяти Василия Шукшина.
Прежде чем приступить к работе со стеклом, А. Степанова делает многочисленные эскизы, пишет акварелью натюрморты и пейзажи, которые затем переводит в материал.
Многие произведения А. Степановой украшают общественные здания: Международный торговый центр, ресторан «Континенталь», гостиницы «Москва», «Интурист»... Ее работы экспонируются во многих музеях страны.
В основе ее творческой деятельности — глубокая и неистощимая любовь к Родине, к людям, к природе. Она считает своим долгом участвовать в решении проблем подготовки кадров, воспитания мастеров, работающих в области декоративно-прикладного искусства. Ее волнуют вопросы синтеза искусств, она и сама тяготеет к работе в коллективе, когда архитектор, скульптор, живописец создают впечатляющий ансамбль, призванный служить делу эстетического и художественного воспитания народа.
А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения.