Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
НИКОЛКИНА ВЫСТАВКА 

 (газета «Советская культура» от 29 августа 1963 г.)

 

Только-только научился ходить карапуз, а уже тянется к карандашу. Подрос и – малюет что-то, высунув язык, развешивает по стенам свои «картины». 

Родители довольны: не шумит. 

— Вчера Николка нарисовал дедушку, - рассказывает папа соседям. – Умора! Однако пусть балуется.

Потом у Николки вдруг пропадает интерес к рисованию. Краски и кисти тонут на дне ящика с игрушками.

Николка – школьник. Срисовывает выведенные мелом на доске домики, елочки, с восторгом рассказывает матери: «У нас уроки рисования самые веселые!»

С пятого класса Николку и его товарищей начал обучать изобразительной грамоте преподаватель рисования. Одни и те же гипсовые геометрические тела, копирование одних и тех же образцов, и так в течении трех лет.

— Почему ты не занимался сегодня физикой? – спрашивают сына родители.

— Выучу завтра на рисовании.

После седьмого класса слово «рисование» незаметно исчезло из Колиного расписания уроков. И далее ни в техникуме, ни в институте он не почерпнул ничего нового из этой области.

— Искусство… Оно вас накормит и оденет, что ли? Пустое дело! – рассуждает солидный мужчина. Не тот ли самый Николка, ставший инженером?... 

Каждый художник, если он только не считает себя абстракционистом, стремится быть понятым как можно большему числу людей. Без этого немыслимо подлинное искусство.  Но есть еще одно условие: способность людей понимать и любить произведения искусства. Оно не менее важно, чем первое.

Легче посадить в новую почву молоденькое деревцо, чем взрослое.  Легче в первые годы жизни человека привить ему любовь к искусству. Если вовремя не развито его творческое воображение, эстетическое восприятие окружающей жизни, сделать это позже будет очень трудно.

Почему же мы терпим серьезные изъяны в художественном воспитании детей?

В детских садах занимаются рисованием и лепкой какой-нибудь час в неделю. Еще хуже в начальных классах, где урок рисования приносят зачастую больше  вреда, чем пользы, ибо многие из преподавателей не имеют никакой художественной подготовки.

Вот письмо Ф. Селезнева из села Ельцовка Троицкого района Алтайского края: «Я не готовился в институте на учителя, я механик-самоучка. Меня пригласили учить управлять трактором и комбайном в Ельцовскую среднюю школу. Однажды завуч был у меня на уроке и, признав, что я вроде подходяще рисую на классной доске части и узлы сельскохозяйственной техники, неотступно просил меня вести рисование в V, VI  и VII классах, неотступно просил меня вести ри­сование в V, VI и VII классах. Дали программу. Часть слов понятна, но большинство непонятные (натюр­морт, композиция, зарисовки и т.д.). Школы здесь не такие, как в городах. В городах можно легко найти учителя по рисованию».

Легко ли?

Во Фрунзенском районе столицы на тридцать с лишним школ прихо­дится всего несколько педагогов, добившихся хороших результатов на уроках рисования. Да и те жа­луются на равнодушие директоров школ, на отсутствие специальных помещений для занятий, оборудо­вания.

За последние годы на многих со­вещаниях говорилось о том, что необходимо готовить больше учи­телей рисования. Ведь по сравне­нию с педагогами других дисцип­лин их до смешного мало!

«Раньше в доме культуры была детская изостудия. Я записалась туда. Но уже в конце года занятия прекратились. Потом художник, учивший нас, перешел в школу и стал преподавать рисование и чер­чение. Оборудовали прекрасный кабинет рисования. Организовали кружок. А художник вновь пере­стал с нами заниматься... В школе очень много ребят, которые по-настоящему хотят рисовать. Пусть они не будут художниками, но человек, умеющий рисовать, замечает все красивое и делается гораздо бога­че духовно. Как же быть? К кому же нам обратиться?», — спрашивает в своем письме Ира Могильнер, ученица седьмого класса школы № 1 города Обнинска Калужской области.

Если сейчас и ведется какая-либо работа по художественному воспи­танию школьников, то преимущест­венно в домах и дворцах пионеров. Ведут ее педагоги-энтузиасты, нахо­дящиеся примерно в том же поло­жении, как и их коллеги — учителя школ.

Нужны новые кадры. Но это еще не все. Нужно усовер­шенствовать методы художе­ственного воспитания.

Рисовать зверей и птиц в движе­нии гораздо труднее, чем их непод­вижные чучела. Но посмотрите на детские работы, и вы убедитесь, что живое, естественное они схватыва­ют и изображают неизмеримо луч­ше.

Рисовать следует не муляжи, а настоящие фрукты; цветы не восковые, а полевые; не настенный пейзаж, а пахнущий смолой и хвоей уголок леса, то есть живую дей­ствительность. Но постигнешь пре­красное в тесном кругу всем надо­евших наглядных таблиц и схем, гипсов и горшков, драпировок и прочего «классического» ассорти­мента.

Развитие художественного вкуса — дело сложное. Детей надо научить распознавать прекрасное в жизни и в искусстве, самостоятельно оцени­вать художественные достоинства каждой мелочи, входящей в их быт.

- Почему, Оля, ты перестала хо­дить в изостудию?

- Там неинтересно. Я люблю ри­совать то, что вижу дома и в шко­ле, а меня заставляют рисовать од­ни пейзажи. И все время руководи­тель своей рукой поправляет мои работы...

Посмотришь на иную экспозицию детских рисунков и думаешь: уж не персональная ли это выставка учителя?

По опыту других педагогов и по своему собственному я знаю, до ка­кой степени индивидуален и осторо­жен должен быть подход к каждо­му ученику.

Да, лишь вовремя начатое, бе­режное, умелое развитие ху­дожественного вкуса и твор­ческой индивидуальности рождает подлинную любовь к искусству.

Каждый почин в этом деле не­обычайно ценен. Вот, например, «Страница юного художника» в журнале «Творчество». Пусть такие «страницы» поскорее появятся в других журналах!

Конкурсы на лучший детский ри­сунок также плодотворны: опыт «Пионерской правды» подтвержда­ет это.

Много расцветает у нас замеча­тельных талантов, возвышающих со­ветское искусство, советскую куль­туру. Сколько же их будет, когда мы по-настоящему наладим худо­жественное воспитание детей и ко­гда духовный мир человека с ран­них лат наполнится красотой?!

 

А. АЛЕХИН, учитель рисования, член ко­миссии
по эстетическому воспитанию детей при правлении
Союза художников СССР

 

 

на главную