Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
ПЕРВЫЕ КРУПИЦЫ ОПЫТА

(газета «Московский художник» 06 марта 1965 г.)

 

"На катке". Н. Шоссирева, 13 лет"На катке". Н. Шоссирева, 13 летНе так давно я пришел в школу № 56. Первые же уроки меня поразили: у ребят полное отсутствие знаний элементарных основ изобразительной грамоты, самостоятельности, фантазии. Многие, особенно старшекласс­ники, давно потеряли интерес к рисованию. А по общим показа­телям школа считается лучшей в районе.

Что делать, как вести заня­тия? Надо сказать, мне повезло хотя бы уже в том, что админи­страция, понимая важность эсте­тического воспитания, во всем идет мне навстречу. А это не всегда случается в школах.

Самое главное, по моему мне­нию, — не столько учить, сколько пробуждать интерес к искусству, создавать творческую атмосферу. Тогда и учить будет легко. Добиться этого мне не всегда удается: в каждом клас­се встречаются два-три бездель­ника, портящих все дело. Но я стремлюсь сразу же привить уважение к изобразительному искусству, поставить уроки ри­сования и искусствознания в один ряд с другими.

Приходится много сил уделять борьбе со стремлением копиро­вать, срисовывать, подражать, с пассивностью, и, порой, равноду­шием. Умышленно делаю упор на работе над композицией, что­бы расшевелить фантазию, осо­бенно у семиклассников. Стоит одному что-либо придумать, как моментально это становится до­стоянием соседей, а то и всего класса.

И работу над композицией, и рисование с натуры необходимо связывать с жизнью, с события­ми и предметами, хорошо ребя­там знакомыми. Так, например, прежде, чем предложить учени­кам тему «Зимний город», иду с ними на улицу, где они наблю­дают пешеходов, транспорт, осо­бенности линейной и воздуш­ной перспективы, краски.

Натюрморт часто не ставлю, а предлагаю готовый: часть пар­ты с принадлежностями для рисования, окно с растениями, уголок мастерской или часть «живого уголка».

Нередко полагают, что дать ребенку хорошие краски — все равно, что их выбросить. Может быть поэтому ученическая аква­рель, которую продают в мага­зинах, похожа на скверную гуашь. Гуашь же купить трудно, так же как и хорошие мягкие кисти.

А ведь детям особенно необхо­димы самые яркие и красивые краски, мелки, пастель, самые удобные принадлежности для рисования: они должны почувст­вовать силу изобразительных средств.  Если же с ранних лет приучать детей к серости, что с ними будет в зрелые годы?

Аппликацию, витраж, мозаику и другие виды художественной деятельности я стремлюсь вво­дить на уроках и в кружке. Жаль только, что за 45 минут в неделю многого не сделаешь.

Я убедился в свое время на личном опыте, до какой степени теряется творческая активность учащихся, если их заставлять часто рисовать гипсы и муляжи. Они тянутся ко всему натураль­ному, естественному. Живого кролика изображают с большим удовольствием и гораздо успеш­ней, чем его застывшее чучело.

Радостно бывает открыть спо­собного ученика — такие быва­ют в каждом классе, — не знаю­щего иногда даже своих возмож­ностей. Да и кто ему может сказать об этом, если первых четыре школьных года его обу­чали рисованию люди, абсолют­но не подходящие для этого, художественно неграмотные.

Иногда же, наоборот, прихо­дится встречать маленьких само­уверенных «гениев».

Помню, пришел ко мне в изо­студию Дома пионеров, которой я несколько лет руководил, уче­ник одной из школ Фрунзенского района. Меня уже предупре­дили: это — «вундеркинд».

В облике ученика 3-го класса было что-то взрослое, какая-то самостоятельность, уверенность в себе. Его рисунки, все выпол­ненные с натуры, поражали не­детским чувством цвета и фор­мы.

— Ты хорошо, Ваня, рисуешь с натуры, — сказал я. — А по­пробуй сочинить что-нибудь сам, какую-нибудь сценку, компози­цию на любую тему.

Сидит Ваня за мольбертом, ничего не может придумать. Очень осторожно, чтобы не за­деть его самолюбия, я стал говорить, что надо развивать фантазию, стараться больше ри­совать по представлению, рабо­тать над композицией, наблю­дать и запоминать окружающую жизнь.

Когда, выйдя на минуту из студии, я вернулся, ни мальчика, ни его папки с рисунками не увидел. Больше он не приходил.

Не знаю, была ли моя оплош­ность в том, что он, обидевшись, ушел, но главная вина на тех, кто его захваливал, кто вбил ему в голову самомнение, мысль о «таланте».

Много раз я убеждался в том, что о способностях по первым рисункам не всегда можно верно судить. Сколько раз «бездарные» потом становились одаренными.

И наоборот: как ни печально, способные паренек или девушка вдруг останавливаются в своем развитии. А это самое ужасное. Нередко такое происходит потому, что педагог не считается с творческой индивидуальностью ребенка.

— У вас все ученики работают под Матисса, - говорю я одной учительнице.

— А я к этому стремлюсь, - отвечает она тоном, не терпящим возражений.

Смотришь на довольно красочные работы ее воспитанников и думаешь: неужели они столь одинаково видят мир? И разве только художнику-профессионалу необходима своя, творческая индивидуальность? И не поэтому ли у некоторых профессионалов так ее мало, что со школьной скамьи она у них вытравлена?

Как привить любовь к искусству, как пробить брешь в стене, построенной из равнодушия и, порой, неискренности? Как вызвать ребят на откровенность, на равноправный спор с учителем? Именно на равноправный, такой, чтобы они не чувствовали себя учениками, находящимися под угрозой двойки.

"Ругаются". Оля Войтенко, 6 лет."Ругаются". Оля Войтенко, 6 лет.

Для этого, на мой взгляд, надо быть с ними самому абсолютно искренним, не навязывать им насильно знаний, а убеж­дать в их необходимости, рассказывать самую суть, но в живой и занимательной форме.

На практике у меня это не всегда получается, но когда по­лучается, я вижу, что идти надо именно по такому пути.

Сейчас, на втором этапе, мы перешли к изучению истории искусств. Причем я заостряю внимание учащихся только на некоторых, наиболее ярких мо­ментах того или иного периода, стараясь это делать как можно образней и красочней, с тем чтобы сами ребята более глубо­ко и полно занялись изучением искусства самостоятельно.

Именно к самостоятельности следует приучать детей, стре­миться сохранять и развивать всю свежесть их восприятия, способ­ствовать формированию у них активного отношения к жизни во всех ее проявлениях, воспиты­вать святую любовь к искусству.

Все педагоги, все деятели ис­кусства должны внести свою лепту в это благородное дело.

 

А. АЛЁХИН

 

 

 на главную