Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
ПОЧЕРК МАСТЕРА

(газета «Известия» от 05 июня 1978 г.)

 

Тринадцатилетним подростком пришел Саша Шилов в изостудию Тимирязевского Дворца пионеров и в течение пяти лет занимался там под руководством известного мастера Василия Александровича Воронина. Мне хорошо известно, как сердечен и внимате­лен Воронин к своим ученикам, как дорожит творческой индивидуальностью каждого. В Шилове он нашел дарование, глубоко отвечающее его собствен­ному отношению к изобразительному искусству. Он всегда подчеркивал, что художник, те более портретист, должен в совершенстве владеть рисунком,  уметь точно передавать форму и цвет предметов. Дело не только в ярком таланте, говорил он, но прежде всего в трудолюдии. И молодой худож­ник упорно и последовательно овладевал мастерством — по­добно тому, как это делает скрипач или пианист. Важно потом ни и малейшей степени не быть зависимым от техничес­кой стороны исполнения.

— Я всегда стремлюсь к передаче возможно верного внеш­него сходства, - говорил Шилов, -  при этом добиваясь ощущения полноты жизни. Человек должен быть живим, полнокровным, предметы — четко выписанными. Главное для меня – показать реального человека, его внутренний мир, психологию, пристрастия, убеждения..

Это не просто слова. Об этом убедительно арассказала выставка Александра Шилова в Центральном доме работников искусств. Ничто н его работах не отвлекает от главного – самого человека. Художник не ищет сногсшибательных колористических решений, не стремится по­разить эффектными линиями, не использует захватывающих дух композиционных приемов. Здесь нет живописи ради жи­вописи, рисунка ради рисунка. Зато есть биение жизни. На нас смотрят современники — рабо­чие и космонавты, артисты и ученые, люди самых разных воз­растов и профессий.

...Доброе, немного усталое лицо, спокойный, внимательный взгляд. Словно вошла она только что в комнату после трудового дня и, не успев еще снять пальто, повернулась, что­бы спросить о чем-то. Это — «Портрет моей мамы». В этой картине присутствует и сам ху­дожник с его горячей сыновней любовью к самому дорогому человеку. Когда не стало отца, Саше пришлось много помогать матери. Специальности после восьмого класса не было, и он шесть лет проработал грузчиком. Жизнь сложилась нелегко, но одержимость искусством, вера в свое призвание, трудолюбие помогли юноше окончить снача­ла вечернюю школу, а затем Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.

 В «Портрете моей мамы» яр­ко проявилась способность Ши­лова точно схватывать позу, движение, поворот головы, свойст­венные только данному челове­ку. И еще — у него дар рас­крывать образ в динамике: мы точно представляем себе, что этот человек делал до и после запечатленного момента.

Характерен в этом отношении портрет летчика-космонавта П.И. Климука. У зрителя со­здается иллюзия непосредственного общения с ним. Кажется что он вот-вот что-то скажет — обязательно приятное, двинет­ся нам навстречу. Замечательно написано лицо, озаренное лег­кой полуулыбкой. Особенно вы­разительны глаза, светящиеся умом и душевной теплотой.

Глаза — самое сложное в портрете. У героев Шилова они полны жизни, одухотворенно­сти, глубокой правдивости. Вот глаза старой мудрой женщины, грустные, ясные, добрые. В них — все пережитое. Это портрет бабушки.

Совсем иначе решен порт­рет Михаила Ульянова. Его образ невольно соединяется со многими актерскими работами замечательного артиста. А сколько одухотворенности, внут­ренней силы и благородной «ма­ститости» в облике Арама Хача­туряна! Какими-то неведомыми путями образ композитора ас­социируется с его бессмертны­ми мелодиями.

Нельзя не назвать здесь и на­иболее удачные портреты В.А. Шаталова, В.И. Севастьянова, И.Л. Кнунянца, С.Я. Лемеше­ва, В.А. Овчинникова... А жен­ские образы! Давно мы не ви­дели на выставках таких при­влекательных в своей душевной чистоте женских лиц, нежных и молодых или тронутых паутин­кой морщинок.

Шипов не только портретист: он автор задушевных, полных настроения пейзажей средней полосы России. А в натюрмор­тах воспевает красоту вещей, не­отделимых от жизни человека и его труда.

 

А. АЛЕХИН,
кандидат искусствове­дения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на главную