Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
В МИНИАТЮРЕ – ЦЕЛЫЙ МИР

(газета «Ленинское знамя» от 11 октября 1984 г.)

 

Кутаясь в кружеве старых ветел, спешат куда-то об­лака. Солнце тщетно силится глянуть сквозь них на деревню, что разбросала дома по прибрежным буграм. Река серебрится на перекатах, вскипает кое-где бурунчиками. Рыбак толкает лодку в перламутровые струи.

Автор этого пейзажа — Нико­лай Павлович Митрофанов. Выпускник Федоскинской школы миниатюрной живописи, он связал свое творчество со старей­шим промыслом, возникшим в Подмосковье еще в конце XVIII века. Работая в давних тради­циях миниатюрной живописи, ху­дожник создает произведения, глубоко современные по духу и мироощущению.

Диву даешься, как на крышке маленькой изящной коробочки автор умеет показать так много: просторы русской земли, битву нашего народа с иноземными за­хватчиками, героические события Октября и Великой Отечествен­ной войны, труд советского че­ловека, очарование былин и ска­зок.

Несколько композиций художник посвятил Куликовской бит­ве, Одна из них — «У реки Непрядвы». На первом плане изоб­ражен Дмитрий Донской с со­ратниками во главе войска. Пас­мурно небо. Беспокойно. Тре­вожно. Но воины столь тверды в решимости отстоять родную землю, столь устремлены впе­ред, что уже чувствуется исход предстоящей битвы.

«...И тотчас сошлись надолго обе силы великие, и покрыли полки поле на 10 верст множе­ством воинов. И была сеча зла и велика, и брань крепка, сотря­сение земли великое». Об этом рассказывает уже другая миниа­тюра — «Куликовская битва».

Художник показал войска за мгновение перед сечей. Однако сомнений нет, на чьей стороне будет победа. Атака русских стремительна, движения четки и ритмичны, в то время как враги уже смешались, попятились, строй их рядов нарушен. И об­лака словно сошлись в битве. На клубящемся беспокойном фо­не — лес мечей, копий, сабель. Колорит миниатюры красно- коричневый с вкраплением хо­лодных, стальных оттенков. Все эти детали в целом работают на создание образа грандиозного сражения, которое стало симво­лом мужества и непобедимости русского народа.

А вот композиция «Александр Блок».

Взволнованно, вдохновенно ли­цо А. Блока. Поэта, который на­писал первое в истории совет­ской литературы произведение, воспевающее Октябрьскую ре­волюцию. Он спешит по петро­градской улице с алым бантом в петлице. Позади, как бы рож­даясь в его воображении,— красноармейский дозор из «Две­надцати». Эта миниатюра — продолжение в творчестве Нико­лая Митрофанова темы борьбы русского народа за свое буду­щее.

В дальнейшем она развивает­ся в композициях, посвященных Великой Отечественной войне: «Солдатская мадонна», «Повер­женный дракон».

Много работ посвятил худож­ник среднерусской природе. Его пейзажи пленяют задушев­ностью, лиричностью.

Николай Павлович много лет преподает на кафедре приклад­ного искусства Московского тех­нологического института, кото­рый сам с отличием окончил двадцать лет назад. Его воспи­танники работают ведущими специалистами во всемирно из­вестных центрах народного ис­кусства: Федоскине, Жостове, Холуе, Мстере, Хохломе, Ростове-Ярославском.

Своим искусством Н.П. Ми­трофанов стремится принести людям радость.

 

А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведе­ния,
Пушкинский район.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на главную