А.Д. АЛЕХИН
В МИНИАТЮРЕ – ЦЕЛЫЙ МИР
(газета «Ленинское знамя» от 11 октября 1984 г.)
Кутаясь в кружеве старых ветел, спешат куда-то облака. Солнце тщетно силится глянуть сквозь них на деревню, что разбросала дома по прибрежным буграм. Река серебрится на перекатах, вскипает кое-где бурунчиками. Рыбак толкает лодку в перламутровые струи.
Автор этого пейзажа — Николай Павлович Митрофанов. Выпускник Федоскинской школы миниатюрной живописи, он связал свое творчество со старейшим промыслом, возникшим в Подмосковье еще в конце XVIII века. Работая в давних традициях миниатюрной живописи, художник создает произведения, глубоко современные по духу и мироощущению.
Диву даешься, как на крышке маленькой изящной коробочки автор умеет показать так много: просторы русской земли, битву нашего народа с иноземными захватчиками, героические события Октября и Великой Отечественной войны, труд советского человека, очарование былин и сказок.
Несколько композиций художник посвятил Куликовской битве, Одна из них — «У реки Непрядвы». На первом плане изображен Дмитрий Донской с соратниками во главе войска. Пасмурно небо. Беспокойно. Тревожно. Но воины столь тверды в решимости отстоять родную землю, столь устремлены вперед, что уже чувствуется исход предстоящей битвы.
«...И тотчас сошлись надолго обе силы великие, и покрыли полки поле на 10 верст множеством воинов. И была сеча зла и велика, и брань крепка, сотрясение земли великое». Об этом рассказывает уже другая миниатюра — «Куликовская битва».
Художник показал войска за мгновение перед сечей. Однако сомнений нет, на чьей стороне будет победа. Атака русских стремительна, движения четки и ритмичны, в то время как враги уже смешались, попятились, строй их рядов нарушен. И облака словно сошлись в битве. На клубящемся беспокойном фоне — лес мечей, копий, сабель. Колорит миниатюры красно- коричневый с вкраплением холодных, стальных оттенков. Все эти детали в целом работают на создание образа грандиозного сражения, которое стало символом мужества и непобедимости русского народа.
А вот композиция «Александр Блок».
Взволнованно, вдохновенно лицо А. Блока. Поэта, который написал первое в истории советской литературы произведение, воспевающее Октябрьскую революцию. Он спешит по петроградской улице с алым бантом в петлице. Позади, как бы рождаясь в его воображении,— красноармейский дозор из «Двенадцати». Эта миниатюра — продолжение в творчестве Николая Митрофанова темы борьбы русского народа за свое будущее.
В дальнейшем она развивается в композициях, посвященных Великой Отечественной войне: «Солдатская мадонна», «Поверженный дракон».
Много работ посвятил художник среднерусской природе. Его пейзажи пленяют задушевностью, лиричностью.
Николай Павлович много лет преподает на кафедре прикладного искусства Московского технологического института, который сам с отличием окончил двадцать лет назад. Его воспитанники работают ведущими специалистами во всемирно известных центрах народного искусства: Федоскине, Жостове, Холуе, Мстере, Хохломе, Ростове-Ярославском.
Своим искусством Н.П. Митрофанов стремится принести людям радость.
А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения,
Пушкинский район.