А.Д. АЛЕХИН
ЯСНОСТЬ И УБЕЖДЕННОСТЬ
(газета «Известия» от 23 мая 1982 г.)
Талант художника, глубокая образованность и гражданственность — счастливое сочетание качеств, присущих Александру Сергеевичу Трофимову. Он проректор по научной работе Московского художественного института имени В. И. Сурикова и там же преподает в мастерской портретной живописи.
— В своей речи на XIX съезде комсомола, — говорит А. Трофимов, — товарищ Л. И. Брежнев подчеркнул: «...молодежь должна постоянно учиться. И не только овладевать знаниями. Учиться честному труду, умению видеть жизнь со всеми ее сложностями с позиции советского патриотизма и коммунистической убежденности». Все это имеет самое прямое отношение и к творческой молодежи. Ведь часто бывает: овладел студент изобразительной грамотой, а применить ее еще не может. Вот и создает работы поверхностные, пустые. Формалистические отклонения рождаются тогда, когда у художника нет ясной позиции. Одних знаний мало — прежде всего надо быть патриотом, гражданином. Но и знания должны быть осмысленными, а их объем — неизменно возрастать. Поэтому, стремясь дать нашим студентам широкое образование, мы знакомим их с огромной духовной культурой нашего народа, прививаем любовь к истории, литературе, музыке...
Разговор идет в мастерской Трофимова. Он показывает свои работы, и передо мной проходит галерея прекрасных образов родной природы. Вот, например, пейзажи, связанные с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова. Задушевные, полные светлого настроения, они словно освящены памятью этих выдающихся людей. Горячая любовь к природе, к великому наследию классиков русской литературы сквозит в каждой картине. Живопись у Трофимова — а пишет он в основном темперой — чистая, свежая, ясная.
— Всегда и во всем должна быть ясность, определенность, — убежден художник, — и в живописи, и в жизни.
Он учился сначала в Московской средней художественной школе, а затем окончил МГХИ имени В.И. Сурикова. Его наставниками были С. Михайлов, В. Почиталов, А. Шорчев, Б. Дехтерев. Многим обязан Трофимов известному советскому живописцу А.В. Куприну, дружбе с ним, его духовному влиянию.
— Он часто говорил мне о том, как прекрасны природа и человек, стремящийся жить в полном согласии с ней. О том, что художник должен любить природу, учиться у нее, настроить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда можно достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка придумать, искусственно сконструировать новые формы неминуемо приведет к краху, к отвлеченному формотворчеству, не имеющему ничего общего с красотой жизни...
Сейчас Трофимов продолжает работу над циклом пейзажей, связанных с жизнью и деятельностью Н. Некрасова в олешунинской усадьбе, что неподалеку от старинного русского города Мурома. «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Зеленый шум» и другие знаменитые произведения поэта навеяны природой, крестьянским трудом и бытом деревни Олешунино и ее окрестностей.
Хотя очень много сил отнимает педагогическая деятельность, Трофимов находит время писать монографии и статьи о художниках, вести семинар пропагандистов в Ждановском райкоме партии города Москвы.
А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения