Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
И В ЖИВОПИСИ, И В ЖИЗНИ

(газета «Московский художник» от 07 января 1983 г.)

 

Главное, что характерно для творчества Александра Серге­евича Трофимова — ясность, чистота, искренность. Он не ищет красочных эффектов, не ведет «лабораторных исследо­ваний», стремясь изобрести еще невиданный живописный прием. Картины и рисунки ху­дожника индивидуальны, но самобытность их рождена лю­бовью к родной земле и ее прошлому, к замечательным людям, которых она взрастила.

Изборск, Калуга, Суздаль, многие другие старинные го­рода запечатлел художник в архитектурных сюитах. В них не тоска по минувшему, но ра­дость, что дошли до наших дней чудесные постройки, что несут они людям красоту. Тро­фимов остро чувствует мощь и монолитность, декоративное убранство и силуэт построек, их крепкую связь с землей, един­ство с пейзажем.

Многие картины построены на светотеневых контрастах; любит живописец контражур, но силуэт на его полотнах — не средство, помогающее из­бежать трудностей, упростить живопись. Наоборот, Трофи­мов умеет разобраться в тон­чайших нюансах густых теней, сложнейших рефлексах, едва уловимых тоновых и цветовых отношениях. Умеет передать слепящий луч полуденного солнца и меркнущий свет зари, движение облаков, трепет ли­стьев, таяние снега...

Ищет близкие сердцу моти­вы, набрасывает их в альбоме. Потом выбирает лучшие, они и становятся основой картин. Сделав в мастерской рисунок на холсте или картоне, снова идет на пленэр — к живой при­роде. Стремится воплотить ее образ, настроение. И рождает­ся картина, которой продуман­ность композиции в соедине­нии со свежестью впечатления сообщает убедительность и глубокую правдивость.

В Трофимове счастливо сое­динились талант художника, глубокая образованность, дар педагога. Он — проректор по научной работе МГХИ имени В.И. Сурикова, там же препо­дает в мастерской портретной живописи.

— Часто бывает, — говорит Трофимов, — овладел студент изобразительной грамотой, а применить ее не может. Вот и создает работы поверхностные, пустые. Формалистические от­клонения рождаются тогда, когда у художника нет ясной позиции. Одних знаний мало — прежде всего, надо быть пат­риотом, гражданином. Но и знания должны быть осмыс­ленными, а их объем — неиз­менно возрастать. Поэтому, стремясь дать нашим студен­там широкое образование, мы знакомим их с огромной духов­ной культурой нашего народа, прививаем любовь к истории, литературе, музыке. Прежде всего, необходимо воспитывать чувства, разум. Каждый худож­ник должен видеть пути, пред­ставлять, куда идет. Знать, что хочет сказать, иначе грамота бесполезна. Уметь работать с источниками, глубоко изучить историю. Иначе не почувство­вать правды в том или ином источнике, свидетельстве прош­лого. Важно изобразить не ста­ринный кафтан с максимальной точностью, а создать убедительный и яркий образ человека, на котором он надет. Ну­жны не фактология, а глубо­чайший анализ, знание истин­ных пружин развития истории, главный герой которой — на­род. К сожалению, в некото­рых современных картинах он представлен всего лишь как аморфная масса, мертвый стаффаж.

Особое место в творчестве Трофимова принадлежит пей­зажным сюитам, связанным с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова. Задушевные, полные светлого настроения, они словно освя­щены памятью этих выдающих­ся людей. Созданию циклов предшествовало большое ко­личество рисунков. Компози­ции возникали в результате долгих размышлений над бы­тием писателей, изучения их произведений, среды, в кото­рой они жили, исторических событий, связанных с ними и их творчеством.

Живопись у Трофимова — а пишет он в основном темпе­рой — чистая, свежая, ясная.

— Всегда и во всем должна быть ясность, определенность, — убежден художник, — и в живописи, и в жизни.

Он учился сначала в изосту­дии Московского городского дома пионеров у А. Михайло­ва, потом в MCXШ, затем окон­чил МГХИ имени В.И. Сурико­ва. Его наставниками были С. Михайлов, В. Почиталов, А. Шорчев, Б. Дехтерев, Многим обязан Трофимов А.В. Купри­ну, дружбе с ним, его духов­ному влиянию.

— Он часто говорил мне о том, как прекрасны природа и человек, стремящийся жить в полном согласии с ней. О том, что художник должен любить природу, учиться у нее, наст­роить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда мож­но достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка придумать, искусственно скон­струировать новые формы не­минуемо приведет к краху, к отвлеченному формотворчест­ву, не имеющему ничего об­щего с красотой жизни...

Сейчас Трофимов продолжа­ет работу над циклом пейза­жей, связанных с жизнью Не­красова в олешунинской усадь­бе, что неподалеку от старин­ного русского города Мурома. «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Зеленый шум» и другие знаменитые произведения поэта навеяны природой, крестьянским тру­дом и бытом деревни Олешунино и ее окрестностей. Буду­чи членом секции архитекту­ры ЦС Всероссийского общест­ва охраны памятников, худож­ник добился создания мемори­ала Некрасова в усадьбе, где он жил в 1853-56 годах.

Радостно, что труд А.С. Тро­фимова — художника, педаго­га, его общественная работа по достоинству оценены: ему при­своено почетное звание заслу­женного деятеля искусств РСФСР.

 

А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

на главную