А.Д. АЛЕХИН
И В ЖИВОПИСИ, И В ЖИЗНИ
(газета «Московский художник» от 07 января 1983 г.)
Главное, что характерно для творчества Александра Сергеевича Трофимова — ясность, чистота, искренность. Он не ищет красочных эффектов, не ведет «лабораторных исследований», стремясь изобрести еще невиданный живописный прием. Картины и рисунки художника индивидуальны, но самобытность их рождена любовью к родной земле и ее прошлому, к замечательным людям, которых она взрастила.
Изборск, Калуга, Суздаль, многие другие старинные города запечатлел художник в архитектурных сюитах. В них не тоска по минувшему, но радость, что дошли до наших дней чудесные постройки, что несут они людям красоту. Трофимов остро чувствует мощь и монолитность, декоративное убранство и силуэт построек, их крепкую связь с землей, единство с пейзажем.
Многие картины построены на светотеневых контрастах; любит живописец контражур, но силуэт на его полотнах — не средство, помогающее избежать трудностей, упростить живопись. Наоборот, Трофимов умеет разобраться в тончайших нюансах густых теней, сложнейших рефлексах, едва уловимых тоновых и цветовых отношениях. Умеет передать слепящий луч полуденного солнца и меркнущий свет зари, движение облаков, трепет листьев, таяние снега...
Ищет близкие сердцу мотивы, набрасывает их в альбоме. Потом выбирает лучшие, они и становятся основой картин. Сделав в мастерской рисунок на холсте или картоне, снова идет на пленэр — к живой природе. Стремится воплотить ее образ, настроение. И рождается картина, которой продуманность композиции в соединении со свежестью впечатления сообщает убедительность и глубокую правдивость.
В Трофимове счастливо соединились талант художника, глубокая образованность, дар педагога. Он — проректор по научной работе МГХИ имени В.И. Сурикова, там же преподает в мастерской портретной живописи.
— Часто бывает, — говорит Трофимов, — овладел студент изобразительной грамотой, а применить ее не может. Вот и создает работы поверхностные, пустые. Формалистические отклонения рождаются тогда, когда у художника нет ясной позиции. Одних знаний мало — прежде всего, надо быть патриотом, гражданином. Но и знания должны быть осмысленными, а их объем — неизменно возрастать. Поэтому, стремясь дать нашим студентам широкое образование, мы знакомим их с огромной духовной культурой нашего народа, прививаем любовь к истории, литературе, музыке. Прежде всего, необходимо воспитывать чувства, разум. Каждый художник должен видеть пути, представлять, куда идет. Знать, что хочет сказать, иначе грамота бесполезна. Уметь работать с источниками, глубоко изучить историю. Иначе не почувствовать правды в том или ином источнике, свидетельстве прошлого. Важно изобразить не старинный кафтан с максимальной точностью, а создать убедительный и яркий образ человека, на котором он надет. Нужны не фактология, а глубочайший анализ, знание истинных пружин развития истории, главный герой которой — народ. К сожалению, в некоторых современных картинах он представлен всего лишь как аморфная масса, мертвый стаффаж.
Особое место в творчестве Трофимова принадлежит пейзажным сюитам, связанным с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова. Задушевные, полные светлого настроения, они словно освящены памятью этих выдающихся людей. Созданию циклов предшествовало большое количество рисунков. Композиции возникали в результате долгих размышлений над бытием писателей, изучения их произведений, среды, в которой они жили, исторических событий, связанных с ними и их творчеством.
Живопись у Трофимова — а пишет он в основном темперой — чистая, свежая, ясная.
— Всегда и во всем должна быть ясность, определенность, — убежден художник, — и в живописи, и в жизни.
Он учился сначала в изостудии Московского городского дома пионеров у А. Михайлова, потом в MCXШ, затем окончил МГХИ имени В.И. Сурикова. Его наставниками были С. Михайлов, В. Почиталов, А. Шорчев, Б. Дехтерев, Многим обязан Трофимов А.В. Куприну, дружбе с ним, его духовному влиянию.
— Он часто говорил мне о том, как прекрасны природа и человек, стремящийся жить в полном согласии с ней. О том, что художник должен любить природу, учиться у нее, настроить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда можно достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка придумать, искусственно сконструировать новые формы неминуемо приведет к краху, к отвлеченному формотворчеству, не имеющему ничего общего с красотой жизни...
Сейчас Трофимов продолжает работу над циклом пейзажей, связанных с жизнью Некрасова в олешунинской усадьбе, что неподалеку от старинного русского города Мурома. «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Зеленый шум» и другие знаменитые произведения поэта навеяны природой, крестьянским трудом и бытом деревни Олешунино и ее окрестностей. Будучи членом секции архитектуры ЦС Всероссийского общества охраны памятников, художник добился создания мемориала Некрасова в усадьбе, где он жил в 1853-56 годах.
Радостно, что труд А.С. Трофимова — художника, педагога, его общественная работа по достоинству оценены: ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения