Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

Индекс цитирования.

 

ЯРКИЕ КРАСКИ ИНДИИ

 

Самолет летел низко. В сизой дымке желтели равнины и холмы, поблескивали реки. Древняя страна, огромный полуостров, острым клином врезавшийся в Индийский океан. 

Салина Кумари.
12 лет.
Хорошо в деревне.
Гуашь.Дели, Майсор, Мадрас... Всюду мы, представители Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, встречались с ребятами, приветливыми, словоохотливыми. В Махабалипураме они повели нас вдоль зеленых волн Бенгальского залива к храму Рычащих Львов. Вырубленная из скалы постройка спряталась к прибрежному лесу. Небольшой искусственный водоем отражал полукруглый вход, обрамленный львиными головами. Потом показали мастерские ремесленников, где искусные мастера отливали из бронзы, высекали из камня,
резали из дерева статуэтки и сложные скульптурные композиции. 

Индия — страна многовековой культуры. Здесь около трех тысячелетий назад родилась «Махабхарата» — великий героический эпос. Восхищают дворцы, храмы и мавзолеи, рельефы, фрески и миниатюры, танцы, языком жестов и мимики повествующие о подвигах легендарного царя Рамы, о любимых народом героях. 

Многолика природа страны. Горные цепи Гималаев, величавые реки, сумрачные джунгли, солнечные равнины. Россыпи яркоцветущих растений. У лесной дороги обезьяны выпрашивают гостинец. В гуще пешеходов и моторикш бредет священная корова. Хочешь набрать диковинных раковин — пройдись по песчаному океанскому берегу: прибой вынесет их прямо к ногам. А сколько зверей и птиц невиданных форм, красок! 

Джайя Парвин.
12 лет.
Вот моя деревня.
Гуашь.Общение с искусством и природой воспитывает с малых лет вкус, потребность творчества, доброту, придает особый колорит произведениям народных мастеров, опытных профессионалов и тех, кто совсем недавно взял в руки краски, кисти, карандаши. 

В Индии много колледжей искусств и ремесел. А в Бангалоре под руководством почетного члена Академии художеств СССР С. Н. Рериха успешно развивается художественный центр и экспериментальная школа, где учатся 2500 детей. Святослав Николаевич использовал педагогический опыт своего отца, известного русского живописца и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, который обучение изобразительной грамоте, воспитание вкуса, развитие творческой индивидуальности всегда рассматривал в единстве с формированием высоких человеческих качеств, широкого кругозора, интереса к другим видам
искусства. 

В каждом учебном заведении мы обязательно видели детские рисунки. Кружки «Умелые руки» при Дворцах культуры помогают ребятам овладевать всевозможными ремеслами, сложной техникой батика.  

У индийцев немало красивых обычаев. Но один из них нас особенно волновал. Приходишь в гости — тебя одаривают гирляндами из свежесорванных душистых цветов. Так было и в самой большой столичной школе — Спрингдейлз.

В актовом зале от стены до стены приветствие: «Добро пожаловать, дорогие советские друзья!» Здесь учащиеся дали большой концерт. Пели, танцевали, декламировали. Со сцены звучал русский язык, его изучает каждый четвертый школьник. Тут же экспозиция рисунков. Все без исключения постигают основы художественной грамоты, а тот, кто проявил склонность к изобразительному искусству, может заниматься им целых 12 лет, до самого окончания учебы. 

К. Дж. Калаватхи.
12 лет.
Время игры.
Гуашь.И еще важная особенность. В Спрингдейлз много спортивных сооружений, волейбольных площадок, отличное поле для игры в хоккей на траве. «У нас,— подчеркнула директор школы госпожа Кумар,— каждый, от первоклассника до выпускника, любит спорт и искусство».  

На одной из центральных улиц столицы расположен Дом Шанкара. Хозяин — пожилой энергичный человек, радушный и внимательный. Еще в молодости, задумав большое дело по изданию литературы для подрастающего поколения, художник Пилаи Шанкар обратился за помощью к Джавахарлалу Неру. На полученные от государства средства построили здание. Поскольку не было национальных детских писателей, Шанкар стал сочинять сам — всего создал несколько десятков произведений для юных читателей.

Теперь в этом своеобразном центре эстетического воспитания готовятся к печати книги, журналы, буклеты, организуются выставки детских рисунков. Работает изостудия. Есть и необычный музей: ходишь вдоль длинного ряда витрин, а на тебя смотрят куклы. Смотрят и словно рассказывают о культуре, искусстве, обычаях разных народов мира. Тут же, вмастерских при музее, создаются куклы, точно воспроизводящие облик жителей разных индийских штатов в праздничных нарядах, с украшениями тончайшей работы. 

Во многих странах крупный общественный деятель Шанкар известен как организатор международных конкурсов детского изобразительного и ли­тературного творчества, по итогам которых раз в год выходит специальный номер журнала «Шанкарз Уикли» с фотографиями победителей, их рисунками и рассказами. Вот уже три с половиной десятилетия неизменными призерами этого одного из самых популярных
соревнований юных талантов становятся советские дети. 

Переливы красных и зеленых, синих и оранжевых красок. Весело расцвеченные воздушные шары. Бойкая продажа мороженого, сладостей, игрушек. Масса мальчишек и девчонок в нарядных одеждах. Катание на конях и слонах. Аттракционы, театральные представления. Сегодня — День детей Индии. Но какой же
праздник без участия художников! У входа в большой павильон приглашение на выставку. Входишь — и видишь всю страну, с любовью запечатленную ее юными гражданами. 

С. Мадху, Судхана Рао.
14 лет.
Хоккей на траве.
Гуашь.Индийские ребята с большой симпатией и вниманием относятся к творчеству сверстников из нашей страны. И, судя по письмам, приходящим к нам в редакцию, интерес этот взаимный. Поэтому мы публикуем работы детей из Хайдарабада, которые экспонировались летом минувшего года в московских залах Академии художеств СССР, где проходила международная выставка «Я вижу мир». 

Семья обедает. Женщины у колодца. Павлины в саду. Кормление кур, велогонка, рынок, прогулка с папой, работа на плантации. Берег океана. Радуга... Все интересно, необычно. Ребята открывают бесконечно много важного, значительного в окружающей природе, жизни родного города, деревни, в привычном для большинства взрослых течении каждодневных событий. 

Умеют в рисунках привлечь внимание к самому главному и в то же время показать разнообразие лиц, поз, движений. Композицию не перегружают деталями, поэтому она легко читается. Чувствуют пропорции. Знают, как изобразить предметы в пространстве,— хорошо освоили законы перспек­тивы. В гуашах проявилось природное чувство ритма, стремление к декоративности, тщательной завершенности. Мажорность колорита, ясная певучесть линий отличали почти каждую работу. 

Знаменательная особенность: индийских ребят не привлекают какие-либо острые, конфликтные ситуации, столкновения, драматические события (за исключением разве спортивных). Они предпочитают изображать явления, типичные для спокойной, мирной жизни. И в этом выражается характерная черта индийского народа — миролюбивого и доброжелательного.

А. Алехин  

Журнал "Юный художник" №1, 1986

 

к содержанию