А.Д. АЛЕХИН
МУЗЕЙ ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ
(журнал "Отблески")
В этом подмосковном городе еще сохранились столетние деревянные дома — кривые, почерневшие, с нежной геранью за окнами. Но уже много новых улиц, по которым идти немного грустно и весело. Грустно оттого, что стирается прежний облик уютного и славного провинциального городка, весело, что древний Сергиев Посад, а ныне Загорск, становится благоустроенным.
Здешние музеи хранят память о славе русского народа, умевшего в прошлом не только стоять за отчизну, но и творить прекрасное.
Об одном из них вам расскажет кандидат искусствоведения А. Д. Алехин.
***
Этот музей необычный: здесь каждый предмет рассказывает что-нибудь интересное, каждым можно любоваться и с каждым можно... играть. Однако посетители с экспонатами не играют, а ходят вдоль витрин и внимательно их рассматривают. Мы в музее игрушки.
Здесь тысячи игрушек хранятся как большая ценность. Вот лошадки и барашки, найденные при раскопках Радонежа. Им почти восемьсот лет. А это конь-каталка XIX века. Рядом старинные расписные игрушечные сани с Северной Двины. Когда-то, давным-давно, они радовали неведомых нам ребятишек.Игрушка о многом расскажет.
О том, какие наряды носили женщины Древнего Египта, как выглядели французские галеры XVIII века или немецкий паровоз прошлого столетия. Игрушка поведает о вкусах и привязанностях далеких наших предков. Недаром утверждает житейская мудрость: если хочешь узнать людей — посмотри, как и чем играют их дети.
Испокон веков природа дарила игрушечникам богатый материал для творчества. На севере, где много лесов, делали игрушки из шишек, дерева, бересты, лыка, мха. Игрушки эти — плод фантазии, навеянной тишиной дремучего бора. Для крестьянских детей, живших в земледельческих районах, мастерили кукол-стригушек. Брали пучок соломы, перегибали его, перевязывали льняной ниткой, ровно подрезали, а потом украшали.
Вот куклы как куклы. Только почему они без лиц? Чтобы не ожили и не наделали каких бед. Так думали в старину.
По стойке «смирно» вытянулись солдатики, готовые верой и правдой служить отечеству. Рядом гусары и конные офицеры. Излюбленные персонажи сергиевских мастеров, свято веривших в силу и величие русского воинства. Крупный промысел этих игрушек существовал в Сергиевом Посаде еще в XVII веке.
Неподалеку расставлены деревянные фигурки — «болвашки», служившие посадским мастерам моделями для изготовления игрушек из папье-маше. Болвашки оклеивали мокрой бумагой, потом бумагу, принявшую их форму, разрезали на две половины, снимали, сушили и склеивали. Затем грунтовали и расписывали.
В 1891 году в Сергиевом Посаде открылась учебно-показательная мастерская. Ее изделия завоевали большую популярность, особенно куклы в костюмах разных губерний России.
С открытием мастерской родился новый вид игрушки, выточенной на токарном станке. Тогда-то и появилась первая матрешка. Ее создатели — художник Малютин и токарь Звездочкин.
...Под влиянием сергиевского в селе Богородском начал развиваться, а позже стал самостоятельным другой промысел — богородский. Еще в прошлом веке среди богородских игрушек встречались подлинные шедевры, поражающие метко схваченной позой и точно переданным движением.
Богородские игрушки режутся с помощью обычного ножа и мелких стамесок. В отличие от сергиевских они сохраняют натуральный цвет дерева. Все внимание резчиков направлено на достижение выразительности формы и силуэта, на передачу движения.
Кстати, передают движение богородские мастера и средствами механическими. Например, конные солдатики «на разводе» могут смыкать ряды и снова расходиться. А эта игрушка «на балансе», или «отвесе», который и сообщает ей движение. Рядом «дергунчики»: потяни нитку, и «оживут» мишки, козлики, обезьянки...
В музее много игрушек из Горьковского края, где в разных районах и деревнях исстари делали тройки, пароходы, детскую мебель, забавные фигурки. В деревне Федосееве их создают с помощью топора и ножа. Но эти сделанные топором игрушки никак нельзя назвать «топорными».
Топором работали и Городецкие игрушечники, искусные творцы конных упряжек. Их окрашивали в малиновый, черный или синий цвета, потом белой, желтой или зеленой краской рисовали гривы, седла, уздечки.
А в деревне Лысково сложился свой игрушечный промысел, где «барынь» раскрашивали, а затем пестрили белыми и черными точками, полудугами, розетками, кругами.
Сказочны, роскошны дымковские петухи и индюки. Целый сноп красок, горячих — красных, коричневых и холодных — синих и лазоревых. Как соразмерны причудливые формы, как чудесен затейливый орнамент!
Дымковскую, или вятскую, игрушку лепят из красной глины с примесью песка, сушат, обжигают в печи, затем купают в растворе молока и мела, наносят основной фон и наконец расписывают кругами, дугами, прямыми и волнистыми линиями.
В деревне Филимоново Тульской области игрушки лепят из отличной белой глины. Но глина глиной, а славу игрушке принес талант ее создателей. Это свистульки. Когда-то, в давние времена, считалось, что издаваемый свистулькой звук отгоняет от людей злых духов.
Рядом игрушки из Каргопольского района Архангельской области. При совсем малом размере глиняные фигурки женщин поражают монументальностью, внутренней силой.
Изящные, стройные «барыни», с плавной, как бы льющейся линией силуэта. Их родина — деревня Большие Гончары Тульской области.
Игрушка... Она — создание умных и добрых художников, посвятивших свое искусство детям и взрослым.
Музей расскажет еще об очень многом. Было бы желание смотреть, изучать, радоваться. Вот бревенчатый кукольный домик, сделанный в России в конце прошлого века, вот кукольные коляски, посуда, сундуки для приданого, роскошный гардероб, маленький секретер, фисгармония, вот настоящая, только крошечная, пролетка. Вот музыкальные игрушки с движением — птицы в клетке, кукла-няня, обезьяна-дирижер. Настольные и спортивные игры... А сколько игрушек зарубежных — из Франции, Польши, Германии, Чехословакии, Индии...
Как хорошо, что есть на свете добрые, красивые игрушки! И как замечательно, что существует в старинном русском городе музей, где им отлично живется и куда можно прийти, чтобы часок-другой побыть в их приветливом и умном обществе.