Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
МУЗЕЙ ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

 (журнал "Отблески")

 

Журнал "Отблески". Вып. 3. М., "Молодая гвардия". 1976 год.Журнал "Отблески". Вып. 3. М., "Молодая гвардия". 1976 год.В этом подмосковном го­роде еще сохранились сто­летние деревянные дома — кривые, почерневшие, с неж­ной геранью за окнами. Но уже много новых улиц, по которым идти немного груст­но и весело. Грустно отто­го, что стирается прежний облик уютного и славного провинциального городка, ве­село, что древний Сергиев Посад, а ныне Загорск, ста­новится благоустроенным.

Здешние музеи хранят память о славе русского на­рода, умевшего в прошлом не только стоять за отчизну, но и творить прекрасное.

Об одном из них вам рас­скажет кандидат искусство­ведения А. Д. Алехин.

 

***

Этот музей необычный: здесь каждый предмет рас­сказывает что-нибудь инте­ресное, каждым можно любо­ваться и с каждым можно...  играть. Однако посетители с экспонатами не играют, а ходят вдоль витрин и вни­мательно их рассматривают. Мы в музее игрушки.

Музей игрушки. Сергиев-ПосадМузей игрушки. Сергиев-Посад

Здесь тысячи игрушек хра­нятся как большая ценность. Вот лошадки и барашки, найденные при раскопках Ра­донежа. Им почти восемьсот лет. А это конь-каталка XIX века. Рядом старинные расписные игрушечные сани с Северной Двины. Когда-то, давным-давно, они радовали неведомых нам ребятишек.Игрушка о многом расска­жет.

О том, какие наряды но­сили женщины Древнего Египта, как выглядели фран­цузские галеры XVIII века или немецкий паровоз про­шлого столетия. Игрушка по­ведает о вкусах и привязан­ностях далеких наших пред­ков. Недаром утверждает жи­тейская мудрость: если хо­чешь узнать людей — посмот­ри, как и чем играют их дети.

Испокон веков природа дарила игрушечникам бога­тый материал для творчества. На севере, где много лесов, делали игрушки из шишек, дерева, бересты, лыка, мха. Игрушки эти — плод фанта­зии, навеянной тишиной дре­мучего бора. Для крестьянских детей, живших в земледель­ческих районах, мастерили кукол-стригушек. Брали пу­чок соломы, перегибали его, перевязывали льняной нит­кой, ровно подрезали, а потом украшали.

Музей игрушки. Сергиев-ПосадМузей игрушки. Сергиев-Посад

Вот куклы как куклы. Только почему они без лиц? Чтобы не ожили и не надела­ли каких бед. Так думали в старину.

По стойке «смирно» вытя­нулись солдатики, готовые верой и правдой служить отечеству. Рядом гусары и конные офицеры. Излюблен­ные персонажи сергиевских мастеров, свято веривших в силу и величие русского во­инства. Крупный промысел этих игрушек существовал в Сергиевом Посаде еще в XVII веке.

Неподалеку расставлены деревянные фигурки — «болвашки», служившие посад­ским мастерам моделями для изготовления игрушек из папье-маше. Болвашки окле­ивали мокрой бумагой, потом бумагу, принявшую их фор­му, разрезали на две поло­вины, снимали, сушили и склеивали. Затем грунтовали и расписывали.

В 1891 году в Сергиевом Посаде открылась учебно-по­казательная мастерская. Ее изделия завоевали большую популярность, особенно кук­лы в костюмах разных губер­ний России.

С открытием мастерской родился новый вид игрушки, выточенной на токарном станке. Тогда-то и появилась первая матрешка. Ее созда­тели — художник Малютин и токарь Звездочкин.

...Под влиянием сергиевского в селе Богородском на­чал развиваться, а позже стал самостоятельным дру­гой промысел — богородский. Еще в прошлом веке среди богородских игрушек встре­чались подлинные шедевры, поражающие метко схвачен­ной позой и точно передан­ным движением.

Богородские игрушки ре­жутся с помощью обычного ножа и мелких стамесок. В отличие от сергиевских они сохраняют натуральный цвет дерева. Все внимание резчиков направлено на до­стижение выразительности формы и силуэта, на переда­чу движения.

Музей игрушки. Сергиев-ПосадМузей игрушки. Сергиев-Посад

Кстати, передают движе­ние богородские мастера и средствами механическими. Например, конные солдатики «на разводе» могут смыкать ряды и снова расходиться. А эта игрушка «на балансе», или «отвесе», который и сооб­щает ей движение. Рядом «дергунчики»: потяни нитку, и «оживут» мишки, козлики, обезьянки...

В музее много игрушек из Горьковского края, где в раз­ных районах и деревнях ис­стари делали тройки, парохо­ды, детскую мебель, забавные фигурки. В деревне Федосее­ве их создают с помощью то­пора и ножа. Но эти сделан­ные топором игрушки никак нельзя назвать «топорными».

Топором работали и Горо­децкие игрушечники, искус­ные творцы конных упряжек. Их окрашивали в малиновый, черный или синий цвета, по­том белой, желтой или зеле­ной краской рисовали гривы, седла, уздечки.

Музей игрушки. Сергиев-ПосадМузей игрушки. Сергиев-Посад

А в деревне Лысково сло­жился свой игрушечный про­мысел, где «барынь» раскра­шивали, а затем пестрили бе­лыми и черными точками, по­лудугами, розетками, кругами.

Сказочны, роскошны дым­ковские петухи и индюки. Це­лый сноп красок, горячих — красных, коричневых и хо­лодных — синих и лазоре­вых. Как соразмерны причуд­ливые формы, как чудесен затейливый орнамент!

Дымковскую, или вят­скую, игрушку лепят из крас­ной глины с примесью песка, сушат, обжигают в печи, за­тем купают в растворе моло­ка и мела, наносят основной фон и наконец расписывают кругами, дугами, прямыми и волнистыми линиями.

В деревне Филимоново Тульской области игрушки лепят из отличной белой гли­ны. Но глина глиной, а славу игрушке принес талант ее создателей. Это свистульки. Когда-то, в давние времена, считалось, что издаваемый свистулькой звук отгоняет от людей злых духов.

Музей игрушки. Сергиев-ПосадМузей игрушки. Сергиев-Посад

Рядом игрушки из Каргопольского района Архан­гельской области. При со­всем малом размере глиня­ные фигурки женщин поражают монументальностью, внутренней силой.

Изящные, стройные «бары­ни», с плавной, как бы лью­щейся линией силуэта. Их родина — деревня Большие Гончары Тульской области.

Игрушка... Она — созда­ние умных и добрых худож­ников, посвятивших свое ис­кусство детям и взрослым.

Музей расскажет еще об очень многом. Было бы желание смотреть, изучать, радоваться. Вот бревенчатый кукольный домик, сделанный в России в конце прошлого века, вот кукольные коляски, посуда, сундуки для придано­го, роскошный гардероб, ма­ленький секретер, фисгармо­ния, вот настоящая, только крошечная, пролетка. Вот му­зыкальные игрушки с движе­нием — птицы в клетке, кук­ла-няня, обезьяна-дирижер. Настольные и спортивные иг­ры... А сколько игрушек зару­бежных — из Франции, Польши, Германии, Чехосло­вакии, Индии...

Как хорошо, что есть на свете добрые, красивые иг­рушки! И как замечательно, что существует в старинном русском городе музей, где им отлично живется и куда мож­но прийти, чтобы часок-другой побыть в их приветливом и умном обществе.

 

 

на главную