А.Д. АЛЕХИН
ПРОЧНАЯ СВЯЗЬ
(газета «Московский художник» от 14 июля 1977 г.)
Вспоминаю, как в детстве любил смотреть на деревянную карандашницу и на рисунок, который ее опоясывал: красивый древний город, дорога среди снегов, запряженная в сани тройка.
Давно нет той карандашницы, и теперь мне кажется, что этот город когда-то я видел наяву, ходил по его улицам, мчался в санях мимо высоких теремов.
Так украшенная сергиевским мастером скромная серенькая карандашница исподволь вводила меня в особый мир: тут и образ древней Руси, и задушевность зимнего раздолья, и красота деревянного зодчества.
Велика сила декоративно-прикладного искусства в воспитании духовного мира, в развитии художественного вкуса. Однако не всегда его возможности в полной мере используются учителями изобразительного искусства, руководителями изостудий и изокружков.
Оно гораздо доступнее, чем произведения живописи, скульптуры, станковой графики для непосредственного с ним общения: изделия из глины, дерева, металла, различная утварь, вышивка, ковры не только находятся в музеях, но и входят естественно в нашу жизнь, украшают быт.
В них, в этих произведениях декоративно-прикладного искусства — сила, ясность художественного языка, максимальное использование возможностей различных материалов, смелость творческих решений, техническое мастерство в соединении с практическим назначением вещи. Все это так действенно в воспитании красотой!
Эти качества присущи и народному искусству, получившему в нашей стране полную свободу развития. В постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» прекрасно сказано: «Народное декоративно-прикладное искусство, являющееся неотъемлемой частью советской социалистической культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики».
Вот почему так актуально начинание комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества правления МОСХ РСФСР, организовавшей цикл лекций для преподавателей изостудий дворцов и домов пионеров, домов культуры, клубов, изостудий жэков, посвященных значению народного декоративного искусства в эстетическом воспитании детей.
На заключительной лекции этого цикла мне довелось присутствовать — ее читал кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ художественной промышленности Ю. В. Максимов. Проходила она в зале Дома художника, стены которого украшали детские рисунки, созданные по мотивам народного творчества. Обстановка была праздничной, приподнятой.
Лекция сопровождалась показом цветных слайдов, переносивших аудиторию в места народных промыслов, знакомивших с творчеством детей и с атмосферой, в которой они лепили, рисовали, вырезали... Было особенно очевидно, насколько важна для творчества обстановка, пронизанная живыми традициями народного искусства.
Дети любуются глиняными игрушками, в которых воплотились вековые традиции, усвоенные и одухотворенные творческой индивидуальностью каждого конкретного мастера. Внимательно их изучают, сами лепят, привносят в свой труд собственное видение. И приобщаются к красоте.
Детям, особенно младшего возраста, наиболее доступно все, связанное с предметностью, с вещью, с игровым моментом. Подержать в своих руках красивую игрушку, туесок, прялку, шкатулку, посуду, вышитую ткань. А потом повторить — вылепить, вырезать, склеить, нарисовать. Сочинить композиции по мотивам росписи жостовских подносов, северодвинских прялок, хохломы, гжели, вологодских кружев...
Так возникает прочная связь между трудом и изобразительным искусством, связь активная, органическая. Но, к сожалению, не часто осуществляемая даже в художественных школах.
В редкой художественной ш коле, не говоря уже об общеобразовательной, ведутся занятия керамикой, резьбой по дереву, чеканкой. Мне, правда, встретилась недавно в сельской местности школа, где дети чеканили и резали по дереву. Однако учитель там предлагал воспитанникам в качестве образцов для творчества нарисованные им самим профили Нефертити и Венеры Милосской.
А где, казалось бы, как не в сельской местности постараться максимально использовать возможности народных промыслов, особенно если расположены они поблизости.
Заслуга комиссии по эстетическому воспитанию в том, что она самым серьезным и действенным образом обратила внимание педагогов на значение народного декоративно-прикладного искусства. Недаром на лекции присутствовало много учителей, художников, ученых, проявивших большой интерес к вопросам, рассмотренным как лектором, так и теми, кто выступил в тот вечер — заслуженным деятелем искусств РСФСР А. Михайловым, председателем комиссии Д. Дубровиным, доктором искусствоведения С. Темериным и другими.
Успеху работы лектория в немалой степени содействовали ее руководитель Л. Хинштейн, члены комиссии В. Фредынский и Т. Озерная.
Ближайшие планы лектория — познакомить художников-педагогов с системой эстетического воспитания в социалистических странах. Остается лишь пожелать его работе дальнейших успехов.
А. АЛЕХИН,
старший научный сотрудник НИИ школ
Министерства просвещения РСФСР,
кандидат искусствоведения.