Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

Индекс цитирования.

А.Д. Алехин

 

Н.К.РЕРИХ – ПЕДАГОГ

Статья из Сборника научных трудов

"Активизация процессов развития творческих способностей

на занятиях рисунком, живописью и композицией" изданного МГПУ им. Ленина


 

Государственный комитет РФ по высшему образованию Московский Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени Педагогический Государственный Университет им. Ленина
Сборник научных трудов, Москва "Прометей", 1994 г.Немало проблем волнует в наши дни специалистов, посвятивших свой труд художественному воспитанию и образованию молодежи.

А ведь еще в самом начале двадцатого столетия Николай Константинович Рерих нашел простые и мудрые решения многих из них. Он не ограничивался публицистикой, теоретической стороной дела: стремился провести в жизнь свои принципы и соображения путем собственной педагогической практики.

Но прежде всего сам Рерих может служить замечательна примером самовоспитания и самообразования, чему он придавал огромное значение и считал обязательным в формировании человека любой профессии. Таким образом, первым его учеником был он сам.

В 1894 году студент первого курса Петербургской Академии художеств Николай Рерих по собственной инициативе разрабатывает «Устав кружка начинающих художников для взаимного самообразования». Вот начало этого устава:

«§1- Цель кружка - понятие уровня образования общего и художественного. §2. Общее образование пополняется чтением книг по I) философии, 2) истории, 3) естествознанию, 4) психологии, 5) эстетике, 6) беллетристике. Чтение происходит совместное или же для успешности занятий между членами распределяются книги для составления рефератов, которые и читаются в собрании. Рефераты составляются по желанию кем-нибудь из членов кружка. §3. Художественное образование пополняется сочинением эскизов на всевозможные темы. Эскизы представляются на собрании, где и обсуждаются. Число членов кружка неограничено».

В Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи среди документов Н.К.Рериха можно увидеть списки литературы, изученной художником. Здесь книги по истории и орнаментации древнего гончарства, юридические акты 1838 года и археологические исследования, труды по этнографии, философии, географии, филологии…

Поражает работоспособность Рериха. Он одновременно учился в Академии художеств и университете, успевал - помимо живописи, графики, декоративно-прикладного искусства - серьезно заниматься археологией, писать статьи, рассказы, сказки и стихи, вести огромную общественную работу, путешествовать с научными целями, преподавать.

Он создал около семи тысяч художественных произведений. И каждому из них отдал максимум мастерства, терпения и сил.

Рерих был человеком с рано сложившимися взглядами и убеждениями. Интересны многие его высказывания, соображения, советы.

«Надо учиться распределять время - все выдающиеся люди умели его хорошо распределять, - писал он в 1900 году брату. - Не забрасывай и языки, а главное не делай из всего важного дела - все должно быть просто и все делаться с улыбкой».

"Ты пишешь, что мы самые обыденные люди; будем скромны и скажем, что и все люди обыденны - едят, пьют, болтают языком все на один манер. Но для наших успехов мы сами не должны считать себя заяурядными людьми - тогда пропадет смелость и уверенность, а без этих качеств никакого города не возьмешь" - читаем мы в письме Рериха его будущей жене Е.И. Шапошниковой.

Будучи еще совсем молодым человеком, Рерих выработал твердые и ясные убеждения, из которых исходили его требования к .художнику, учащемуся, вообще к человеку.

В деле формирования личности Рерих отводил первостепенную роль эстетическому и художественному воспитанию. Руководить этим процессом - задача умного и тактичного учителя.

Что входит в его обязанности? Каковы цели его работы и как, какими средствами, методами он добивается их достижений?

По глубокому убеждению Рериха, педагог - прежде всего требовательный, но внимательный и добрый друг своих учеников. Он заботится о своеобразии их творческого развития и в целях выявления индивидуальных способностей каждого дает им как можно больше самых разнообразных знаний. Но не менее этого стремится воспитать в учениках жизнелюбие, стойкость в невзгодах, веру в себя.

Справиться с такими задачами можно лишь будучи во всеоружии знаний, в курсе достижений педагогической науки, опыта зарубежных коллег.

Гражданственность, человеколюбие, желание приносить радость окружающим - качества настоящего человека, а значит и художника. Нормированию этих качеств, неотделимых от трудолюбия и самостоятельности мышления, необходимо уделять серьезнейшее внимание.

Следует отметить особо: Рерих никогда не полагал, что всех учащихся следует готовить в профессионалы. Одни ими станут, другие нет. Главное, чтобы быть художником в широком смысле слова, чтобы искусство напитало всю жизнь, коснулось всех помыслов человека.

В художественном воспитании Рерих отводил важнейшую роль произведениям искусства. Особое значение он придавал тем из них, что созданы в прошлом - зодчеству, живописи, народному творчеству. Он первым, еще в конце прошлого века, поднялся на борьбу за сохранение, реставрацию и активную пропаганду народного достояния, рассматривая его не только как чисто художественную ценность, но и как активное средство культурного и патриотического воспитания.

Прообраз гармонии человеческого общества Рерих находил в древней Руси и даже еще раньше - в каменном веке. То была гармония между людьми и искусством, необходимая нашим предкам для жизни, как воздух. «Стыдно для нашего времени: в древности ни одного предмета без украшений. Невозможно даже сравнить народный обиход современности нашей с тем, что так настойчиво стремились иметь около себя старые обитатели тех же мест», - писал Рерих в период расцвета своей археологической деятельности.

"Стыдно: в каменном веке лучше понимали значение украшений, их оригинальность, бесконечное разнообразие». Борясь с недоброжелательством и непониманием, Рерих упорно твердит о «красоте народного достояния», необходимости поехать по Руси «во имя красоты и национального чувства».

Убежденный, что «незнающий прошлого не может думать о будущем», Рерих призывает: " Пора вербовать новые молодые силы в кружки ревнителей старины, - пока, наконец, этот порыв не перейдет в национальное творческое движение, которым так силь­на всегда культурная страна».

Активно пропагандируя древнерусское зодчество и живопись, художник не ограничивался выступлениями в печати. В 1903- 1904 годах едет по средней России и создает около ста архитектурных этюдов, открывших многим глаза на неоценимые достоинства старинных построек.

Рерих относился к искусству и культуре как к воплощению всего лучшего, созданного человечеством, и не мыслил без них дальнейшего продвижения вперед. В течение многих лет он работает в содружестве о деятелями различных областей искусства и науки над созданием пакта по защите культурных ценностей, который в дальнейшем стали называть Пактом Рериха. «Пакт для защиты культурных сокровищ, - писал художник, - нужен не только, как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей человечества».

Важнейшую роль в деле формирования личности и художественного вкуса, воспитания гуманизма, доброго и мягкого характера Рерих отводил природе, утверждая, что даже непродолжительное общение с нею облагораживает и освящает. В природе он видел незаменимого учителя, под руководством которого трудиться – великое счастье для каждого, кто посвятил свою жизнь искусству. Она даст не только образцы великолепных украшений, но вдохновит и поддержит в трудную минуту.

Долг педагога - неустанно приобщать детей и подростков к природе (путешествия с кистью и карандашом, наблюдение и изучение растительных и животных форм и т.д.), каждодневно направлять их на познание окружающего мира:

«... и столько кругом чудесного, что не перестанете удивляться. И не постареете. И творчество будет постоянным отдыхом. Хорош удел, удел художника! Так называемые муки творчества - самые сладкие муки. И не забивайте себя в безысходный угол».

С ранних лет важно всячески изживать у детей ростки эгоизма, учить их приносить радость окружающим:

«Дайте радость и кому-то вам неведомому. Дать радость - это как увидать восход солнца»

Воспитывать потребность трудиться, жить в постоянном творчестве:

"Веселей любите труд... Будьте всегда самим собою. Поймите, что в творчестве нашем и отдых и обновление и радость».

Вдохновляться окружающей жизнью, постоянно развивать художественный вкус, вырабатывать собственный неповторимый стиль. К этому не может не стремиться тот, кто посвятил себя изобразительному искусству.

Усвоение грамоты рисунка и живописи недопустимо отделять от творческого процесса. Нельзя также, учил Рерих, слишком увлекаться рисованием с натуры в ущерб работе над композицией.

Рерих, как уже отмечалось выше, прекрасно понимал, сколь важно осуществлять руководство развитием ребенка с первых лет его жизни. Не каждый будет профессиональным художником, но каждому необходимо обладать высоким художественным вкусом, любить и понимать искусство, уметь грамотно рисовать.

Во многих книгах, статьях, дневниках Рерих пишет о детях; среди них у него много друзей, и он всегда глубоко рад, если видит на своих выставках маленьких посетителей. Художник не устает призывать к заботе о них...

«Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние - радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».

 

 

1    2