Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

Индекс цитирования.

 

 А.Д. Алехин


Наука

о детском творчестве

Рецензия на книгу «Художественное творчество и ребенок».

 Под. ред. проф. Н.А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972.

 

Журнал "Детская литература"
Август, 1972 г.Двухлетняя девочка энергично размахивает ручонкой над блюдечком с киселем.

—   Что ты делаешь, Наташа?

—   Я отмухиваюсь!

Любит Наташа танцевать, петь: «Люли, люли, балалаечка-а-а...» Любит пересказывать каждый раз по-новому сказку про колобок и зайчика, любит воспитывать своих кукол, но особенно ей по сердцу карандаши и краски. Короче говоря, Наташа, подобно всем детям, — человек творческий.

Как же руководить этими... творческими людьми? Как выявлять их способности? Развивать интерес к изобразительной, музыкальной, художественно-словесной деятельности? И нужно ли это делать?

На подобные и многие другие вопросы дает ответы книга «Художественное творчество и ребенок», авторами которой являются научные сотрудники и аспиранты НИИ дошкольного воспитания АПН ССОР.»

У детей с момента возникновения у них стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно-образное начало — это является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству. Обоснованию такой гипотезы, доказательству ее правильности и посвящена книга. Исследуя особенности детского творчества, ученые рассматривают его как в связи со зрелым искусством, так и в смысле педагогически обусловленного явления. При этом они отмечают, что сегодня крайне необходимо выявить особенности возникновения художественного образа в деятельности детей на самых ранних этапах, проследить процесс развития художественных образов в различных видах творчества, охарактеризовать индивидуальные проявления дошкольников разных возрастов, пронаблюдать некоторые процессы, сопутствующие их творческим переживаниям, разработать критерии качества детского художественного творчества.

Используя дифференцированный подход к художественной деятельности — учебной и творческой, — ученые стремятся выделить их общие и отличительные черты, раскрыть направления активизации обучения, т. е. формирование эстетического отношения детей к произведениям искусства и обеспечение их эмоционального отношения к своей художественной практике.

Образное познание ребенком действительности приближает его к реалистическому характеру отражения своих переживаний в рисунках, пении, игре-драматизации. Это также говорит о необходимости формирования художественного восприятия, «подводит детей к воз­можности самовыражения, самообучения, самоконтроля своих действий». Разумеется, «самовыражение», «саморазвитие» понимается не как предоставление ребенку безграничной свободы действий, а как педагогически обусловленное явление.

На протяжении всей книги постоянно подчеркивается роль педагога. Педагога — решительного противника сухих канонов и схем, чуткого к творческой индивидуальности каждого воспитанника, умело подходящего к содержанию, характеру и последовательности творческих заданий.

«Мы пытались найти истоки образного начала и трактовали его как элементарное отражение действительности доступными детям выразительными средствами (ритмом, цветом, линией)», — пишет автор во втором разделе «Художественный образ в различных видах детской творческой деятельности».

Нельзя не согласиться с утверждением, что ритмическая сторона рисунков, использование в них цвета, освоение пространства листа вполне под силу уже детям 2—4 лет — при условии целенаправленного руководства их деятельностью.

Действительно, дети владеют цветовыми сочетаниями, формой, композицией и используют этот дар для того, чтобы передать свое отношение к действительности, которая является основой творческого процесса, образного видения мира.

Интересны наблюдения и выводы ученых о самостоятельности и подражательности в простейших музыкальных импровизациях ребенка. В младшем возрасте подражание — необходимый способ для ознакомления детей с музыкальной деятельностью. Ребенок открывает в нем свои индивидуальные возможности. Одновременно с подражательными действиями у него возникают в музыкальной деятельности первоначальные попытки творческих проявлений.

Импровизационность — характерное свойство ребенка, благодаря которому его, например, театрально-игровая деятельность может быть активным творческим процессом, проявляющимся в трех направлениях: продуктивном, исполнительском и оформительском. Старшие дошкольники увлекаются театральной творческой деятельностью и при соответствующем .педагогическом руководстве успешно приобщаются к новым формам игр. Русский фольклор оказывает огромное влияние на детскую фантазию. Сочинение собственных сказок тоже оказывается вполне доступно детям дошкольного возраста. Однако создание художественного образа дошкольникам еще, видимо, не под силу.

На любые детские сочинения, несомненно, влияет русский фольклор. Это можно заметить и в содержании, и в подборе героев. Слабее влияет фольклор на построение детской сказки — ее композицию. Вероятно, тут сказывается отсутствие устойчивого первоначального замысла. Ограничено и использование детьми специфических сказочных стилистических средств. «Дошкольники,— утверждает один из авторов книги,— способны понять основное различие между прозой и поэзией, они чувствуют особую ритмическую метрическую организацию слов в стихах» («О словесном творчестве детей»). И потому он призывает обращать внимание детей на красоту родного слова, на живые, образные выражения — тогда разовьется у них желание употреблять эти образные слова и выражения, принимать активное участие в словесном творчестве.

О влиянии изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего школьного возраста в книге также можно найти много интересных наблюдений и, в частности, о том, как воспринимаются детьми иллюстрации художественных произведений. Иллюстрации помогают детям конкретизировать художественные образы, обогащать их путем заимствования и комбинирования отдельных деталей, направлять внимание на то, какими средствами передать образ, изображаемое событие. Речь идет, разумеется, не о копировании, а о рисовании на основе изучения, тщательного анализа произведений художников. Под влиянием высокохудожественных реалистических иллюстраций детские рисунки приобретают выразительность, композиционную слаженность, цветовое богатство. Проявление музыкального дарования, оказывается, возможно на третьем году жизни ребенка. На пятом году начинается становление собственно музыкально-творческой деятельности детей. «Появляются импровизации попевок, дети начинают использовать большее количество выразительных средств, приближаясь к более полному отражению музыкального образа в движении».

Убедительно, ярко написана глава «Индивидуальное и типичное в музыкальном творчестве детей». В ней справедливо утверждается, что о наличии или отсутствий музыкально-творческих способностей можно говорить лишь тогда, когда детям предоставляется возможность приобщиться к созидательной деятельности, имеющей общевоспитательное значение; что связанные с этой деятельностью волнующие и радующие ребенка переживания, развитие творческих способностей, влияют на поведение, характер ребенка, на его общение с коллективом, что подобная деятельность может успешно выполнять свои функции, если будет постоянно связана с личностью ребенка. Можно только добавить, что сказанное относится не только к музыкальной, но и ко всей творческой деятельности детей. Трудно дать исчерпывающую оценку этой содержательной книге: каждая из ее семнадцати глав могла бы лечь в основу большой монографии, каждая требует внимательного изучения и обдумывания. За ее строками чувствуется горячая любовь к детям, забота об их будущем. Многочисленные примеры не только оживляют работу, но делают ее читателя как бы участником педагогического процесса, запоминаются и как правило убеждают в верности выводов.

 

Письмо автора книги «Художественное творчество и ребенок». Н.А. Ветлугиной.

  

на главную