А.Д. АЛЕХИН
РИСУНКИ ИЗ ИНДИИ
(Журнал "Юный художник", №7, 1981)
Мы шли по берегу. Когда волны откатывались в океан, чтобы столкнуться со встречными валами, из мокрого песка выбирались крабы и бегали наперегонки. Вдали виднелся прибрежный храм, возведенный тринадцать столетий назад. Справа тянулась полоса леса. Оттуда вышла ватага ребят.
— Русский! Друг!
Обступили нас, взяли за руки, и так мы все вместе двинулись дальше. Тот, что постарше, достал из сумки бронзовую статуэтку танцующего Кришны. Прекрасной работы, тонкого литья.
— Это делал мой папа, я ему помогал,— сказал он с гордостью.
Оказалось, что Бхарат занимается в пятом классе, учит русский язык. Увлекается рисованием, как и его друзья.
В том, что индийские дети любят искусство, мы убедились, едва вышли из самолета. Страна отмечала День детей Индии, и нас, членов Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, пригласили на праздник. Было очень людно. Яркие флаги, транспаранты, воздушные шары, пестрая одежда. Лотки с игрушками и сладостями, карусели, катанье на слонах... Множество детворы. А на самом видном месте большой павильон, в котором разместились интересные работы юных художников.
Рожденные любовью к солнцу, природе, родной земле, рисунки рассказывали о шумных городских улицах, школе, спортивных состязаниях, новостройках, памятниках древности. О животных, растениях и цветах, которых так много в Индии...
Не все еще живут хорошо, но мы не встречали жалующихся на судьбу. Ребята общительны, приветливы, любят шутить — признак добросердечия. С удовольствием поют, танцуют. Если выступают на сцене, тотсамозабвенно, всем своим существом перевоплощаясь в героев спектакля.
Эти черты характера проявляются и в рисунках. Они покоряют теплотой колорита, гармонией больших пятен яркого и насыщенного цвета. Ясны, четки и певучи линии. Не загруженное деталями изображение легко читается.
Чаще всего индийских ребят привлекают не какие-либо острые ситуации, столкновения, конфликты, а явления, характерные для спокойной мирной жизни.
Юные художники изображают сцены типичные, каждодневные, но всегда находят для них оригинальные, новые решения. Значит, умеют радоваться тому, что принято называть обычным, ординарным.
И правда — разве не привлекательна сельская жизнь? Работа на плантациях, приготовление сока из сахарного тростника, хождение к источнику за водой, семейный отдых. Красивы одежды женщин, несущих сосуды с водой! А вот гончары делают эти сосуды, устроившись на зеленой поляне.
Ребята рисуют со знанием дела, выделяя самое главное, стремясь показать разнообразие лиц, действий, поз, движений. Сразу видно, что грамоте их учат: они хорошо компонуют на листе бумаги, верно передают пропорции, знают законы перспективы, умеют вписывать предметы в изображаемое пространство. У них развито чувство ритма.
Характерная особенность рисунков — неразрывная связь их героев с природой.
У каждого юного художника свой взгляд на мир и своя манера его воплощения. Один рисует обобщенно, кладет большие пятна чистой краски, другой работает тонкой кисточкой, любовно выводя каждую линию, как в книжных миниатюрах, третий пишет мазками, стремясь ближе подойти к натуре.
Свой жизненный уклад у обитателей прибрежных поселков. Пробиваясь сквозь пенистые буруны, уходят в океан на катамаранах рыбаки. Дети собирают на мелководье радужные раковины, ловят юрких крабов.
Пятнадцатилетний Мохан написал гуашью рыбачек с богатым уловом. Он удачно выбрал точку зрения — сверху, что придало композиции живость, движение. Динамичность рисунка усиливается диагональным расположением берега и лодки, тоновыми и цветовыми контрастами, а также энергично нанесенными мазками.
Сингх написал портрет музыканта темпераментно, броско и несколько условно. Зато «Танцовщица» Ганеша напоминает классические индийские фрески, несет отпечаток древних традиций живописи.
В развитии художественного вкуса индийских детей велика роль тысячелетнего искусства страны. Всюду можно встретить храмы, сплошь покрытые рельефами. Скульптуры из камня, дерева, металла, тончайшей работы предметы декоративно-прикладного искусства.
Замечательные качества формируют в детях индийские педагоги: чувство коллективизма, трудолюбие, интернационализм. Мы посетили Спрингдейлз — самую большую школу в Дели, где учатся две тысячи ребят. Все они умеют петь, танцевать, рисовать, причем изобразительным искусством при желании могут заниматься до самого окончания учебы — целых двенадцать лет. Ребята любят не только искусство, но и спорт.
И в школах Мадраса педагоги нам говорили, что главное — воспитание гармонически развитого человека, отличающегося прежде всего высокими моральными качествами, целеустремленностью.
Где бы мы ни были — в школах, Дворцах культуры, на выставках, детских праздниках, — нам дарили рисунки. Как лучший привет советским ребятам от их индийских друзей.